Программа по адаптивной физкультуре



Программа факультативного курса «Адаптивная физкультура» для 5-9 классов специальной /коррекционной/ школы VIII вида

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) А.Н. Асикритова.

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители. По данным социологических исследований, выявлявших отношение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к подходу в образовании, на открытый вопрос о том, что вызывает у них беспокойство, были такие ответы: — отсутствие индивидуального подхода (в том числе на уроках физкультуры и ЛФК), нет индивидуальной программы для каждого ребёнка; — недостаточно занятий с учётом специфики детей, нет дополнительных занятий, не всегда уровень подготовки педагогов соответствует требованиям по организации работы с детьми-инвалидами; — отсутствие специально обучающих программ (мало уроков физической подготовки, крайне необходимых детям-инвалидам…); — личностные особенности детей (затруднения в общении, недостаточная организованность и т.д.). В качестве наиболее актуальной проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья родители указали на «трудности самореализации, невостребованность в обществе, отсутствие перспектив». Кроме этого родители рассматривают необходимость образования не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.

Цели и задачи программы

Программа факультативного курса «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы: Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. Задачи программы: — Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки — Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков -Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности -Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

Развитие пространственно-временной дифференцировки.

Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

Активизация защитных сил организма ребёнка.

Повышение физиологической активности органов и систем организма.

Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).

Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.

Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: — включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; — проверка выполнения отдельных упражнений; — выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

физические упражнения;

корригирующие упражнения;

коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

 наглядные средства обучения.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Остановимся на некоторых из них: Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки. Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

выполнение движения в облегчённых условиях;

выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);

использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),

использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),

использование имитационных упражнений,

подражательные упражнения,

использование при ходьбе, беге лидера,

использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),

изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),

изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),

изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,

изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)



Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд; Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Метод стимулирования двигательных действий.              Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия.       Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,  подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.

Форма подведения итогов

Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля. Динамику развития физических качеств ребёнка позволяют оценить контрольные тесты, проводимые два раза в год. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт рекомендации преподавателю и родителям ребёнка. Контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся должен быть обязательным. Для этого необходимо дважды в год (сентябрь, май)  проводить контрольное тестирование, начиная со второго класса, по следующим видам упражнений:

Тесты для учащихся 5 – 9 классов:

Тест  №1     Приседания (кол-во раз за 30 секунд)

Тест  №2     Бросок набивного мяча из исходного положения стоя (вес мяча 1- 2 кг)

Тест  №3     Упражнение на пресс: поднимание туловища  из положения лежа в положение

                     сидя с поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)

 Тест  №4    Прыжок в длину с места толчком двух ног

Способы проверки знаний, умений, навыков

№ п/п

Вопросы  диагностики

Методика  диагностирования

Характеристика  умений:

1.

Мышечная сила кисти

Цель : измерить мышечную силу кистей рук с помощью ручного механического динамометра.

*********

Перед  обследованием необходимо познакомить детей с прибором  динамометром и рассказать, как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Инструктор АФК, дает указание взять в руки динамометр, при этом рука ребенка опущена и немного отведена в сторону. Затем инструктор использует игровой прием и предлагает ребенку поднять « сетку картошки» — сильно сжать прибор.

Делается по две попытки каждой рукой,   между попытками даются  1-2 минуты отдыха. Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг.

Юноши:

правая рука — 6,9 – 9,3

левая рука — 6,5 – 8,8

Девушки:

правая рука — 4,2 – 8,5

левая рука — 4,9 – 8,8

2.

Силовая выносливость мышц.

Цель: Оценить силовую выносливость мышц шеи.

********

Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища, подбородок прижат к груди. Инструктор дает указание приподнять голову от пола на 4 – 5 см и удерживать до усталости ( в секундах).

Цель: Оценить силовую выносливость мышц  живота.

***********

Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища.   Инструктор дает указание поднять прямые ноги вверх под углом 45* и удерживать до усталости ( в секундах), колени не сгибать, носки ног тянуть  от себя.

Цель: Оценить силовую выносливость мышц  спины.

***********

Ребенок принимает исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед. Инструктор дает указание приподнять над полом прямые руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости ( в секундах).

Шея

60 секунд

Живот

55секунд

Спина

60 секунд

Юноши: 40 — 60

Девушки: 50 — 60

Юноши и девушки:

16 – 60

Юноши и девушки:

12-30

3.

Проверка координации

— справа;

— слева.

Цель: выявить координационные возможности ребенка при удержании равновесия.

                       ***********

Ребенок принимает исходное положение, основная стойка, руки на поясе. Инструктор дает указание согнуть в колене левую ногу ( и наоборот) и пытается при этом сохранить равновесие.

Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером.

4.

Функциональная проба

Проба Штанге

Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать максимальный вдох и выдох, затем вновь глубокий вдох, закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание на предельно возможное время, которое определяется по секундомеру.

5.

Функциональная проба

Проба Генчи

Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать вдох, затем выдох и задерживает дыхание.

Содержание курса

Программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет (5-9 классы), 169 часов, 1 час в неделю

Разделы программы:

Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения.

Двигательные умения и навыки.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Краткое содержание программы:

В  I раздел программы вошли:

— «Основы знаний» — общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.

— «Общеразвивающие  упражнения» — упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.

—  «Корригирующие упражнения»  специально подобранные  упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.

Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:

— различные виды построений и перестроений;

— различные виды бега, прыжков;

— упражнения в бросках, ловле, метании,  переноске  и передаче предметов;

— упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;

— элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);

— упражнения на тренажерах, которые  направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.

III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, хоккей на полу,  пионербол, бочче).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

п/п

Разделы программы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

9

9

9

7

7

2.

Двигательные умения и навыки.

15

15

15

14

14

3.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

10

10

10

13

12

Итого часов:

34

34

34

34

33

Программа факультативного курса

«Адаптивная физкультура» для 5  класса

коррекционной школы VIII вида

 (34 часа)

1 Раздел:  Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения (9 часов).

Основы знаний:

Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.

2. Гигиенические требования к занятиям АФК (гигиена одежды и обуви).

3. Соблюдать правила простейшие подвижных игр.

Практический материал

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища,  выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук. Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).  

Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа;  глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию

 ( «понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе,  выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на осанку:  Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра  (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой  и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание  двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие точности и координации  движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем);  несколько поворотов подряд по показу.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap