Программа обучения педагогических кадров Подходы к презентации педагогического опыта



Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Невского района Санкт-Петербурга

«ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ»

192131 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д. 56 корп. 2,

тел/факс (812) 362-11-38

«Утверждаю» Программа принята решением педсовета

Директор: пр. № 1 от 30.08.2011

_______________

В.Е. Быстрова

01.09.2011

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

«Подходы к презентации педагогического опыта»

Автор: Попова Ольга Олеговна,

методист

Санкт-Петербург

2011

Пояснительная записка

Все, в чем выражается наше существо, все, что мы делаем, думаем, говорим, замышляем, приобретаем, имеем, есть только некоторая лестница; продвигаясь по ней все далее и далее, мы всегда, правда, восходим на высшие ступени, однако последней ступени мы не находим никогда.

Я. А. Коменский

В условиях реформирования российского образования все большее значение приобретает повышение квалификации педагога. Современная школа требует от педагога готовности и способности к освоению инновационных педагогических технологий, использованию современных технических средств обучения. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с современными потребностями общества, социальным и профессиональным опытом.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остаётся невостребованным, так как у большинства педагогов не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе, анализе и систематизации.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

Критическая самооценка педагогом профессиональных достижений, самоанализ педагогических проблем и задачявляются подтверждением педагогическим работником достигнутого на данный момент уровня квалификации.

Повышение уровня квалификации — процесс непрерывный, и очень важно, чтобы запрос на это шёл от самого педагога.

Цель программы: создание условий для побуждения педагогических работников к непрерывному повышению уровня квалификации.

Задачи:



-познакомить с действующими нормативными документами в системе образования;

-мотивировать на целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста;

-побудить к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;

-побудить к самоанализу педагогической деятельности;

-познакомить с формами обобщения и презентации педагогического опыта.

Программа адресована педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей.

Формы занятий.

Программа обучения педагогических кадров «Подходы к презентации педагогического опыта» предполагает групповые занятия, индивидуально-групповое консультирование, работу обучающихся в малых группах.

Образовательный процесс осуществляется в следующих формах:

-лекция;

-семинар;

-консультация;

-практическое занятие;

-тренинг;

-педагогическая мастерская;

-зачёт.

Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.

Режим занятий.

Программа рассчитана на один год обучения.

Возможно проведение занятий 1 раз в неделю по 1-2академических часа (36 часов в год). Возможно сессионное проведение занятий во время школьных каникул:

-осенние каникулы (ноябрь) –12 часов

-зимние каникулы (декабрь-январь) – 6часов

-весенние каникулы (март) –18часов

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы обучения педагогических кадров «Подходы к презентации педагогического опыта» обучающиеся:

будут заинтересованы в непрерывном повышении уровня квалификации;

будут владеть информацией о действующих нормативных документах в системе образования;

будут мотивированы к использованию современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;

будут испытывать потребность в презентации собственного педагогического опыта.

Формы подведения итогов реализации программы.

Отслеживание результативности обучения по программе проводится в формах:

-тестирование;

-проведение открытых занятий/мероприятий;

-презентация портфолио профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Ведение. Начальная диагностика.

0,5

0,5

1

Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогического работника системы дополнительного образования детей.

2

1

3

Методологическая культура педагога.

2

2

4

Современные образовательные технологии.

2

6

8

Воспитательный аспект деятельности педагога.

2

3

5

Электронные образовательные ресурсы.

1

2

3

Педагогический самоанализ.

2

2

4

Системный подход к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

2

4

6

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

13,5

21,5

36

Содержание

Ведение. Начальная диагностика.

Теория

Обзор содержания образовательной программы. Режим организации занятий.

Практика

Ввводное тестирование(Приложение 1).

Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогического работника системы дополнительного образования детей.

Теория

Основные нормативные документы, регулирующие деятельность Учреждений дополнительного образования:

-Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции Федеральных законов 1996-2009 г.г.);

-Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 8.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

-Приоритетный национальный проект «Образование»;



-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г.Пр-271);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н);

Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2075 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждении (утверждено приказом Минобразования России от 27.03.2006 № 69);

-Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 233 с изменениями от 22.02.1997 г., 08.08 2003 г.);

-Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения) СанПиН — 2.4.4.1251-03 (зарегистрированы Минюстом РФ 27 мая 2003 г. № 4594);

-Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Нормативно-правовые основы аттестации педагогических кадров.

Локальные акты образовательного учреждения: Устав; Программа развития; Правила внутреннего трудового распорядка; Правила для обучающихся и их родителей; Учебно-производственный план.

Документация детского объединения: Образовательная программа; Положение о детском объединении; План учебно-воспитательной работы; Расписание работы детского объединения; Учебный журнал; Инструкции по охране труда и обеспечению безопасности детей; Портфолио коллектива.

Практика

Анализ разработанности документации детского объединения.

Методологическая культура педагога.

Теория

Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога.Система методов и методики педагогического исследования. Методическое обеспечение учебного процесса в дополнительном образовании детей. Выявление и оценка результативности образовательной деятельности в дополнительном образовании детей.

Практика

Презентация результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ.

Современные образовательные технологии.

Теория

Образовательные технологии. Многообразие образовательных технологий в современном образовании. Использование педагогом дополнительного образования современных образовательных технологий.

Практика

Презентация опыта использования современных образовательных технологий.Посещение открытого занятия/мероприятия в детском объединении.

Воспитательный аспект деятельности педагога.

Теория

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. Воспитательный компонент дополнительной образовательной программы.

Практика

Контент-анализ дополнительной образовательной программы.

Электронные образовательные ресурсы.

Теория

Использование электронных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования детей. Информационные ресурсы Интернета.

Практика

Презентация каталога используемых электронных образовательных ресурсов.

Педагогическийсамоанализ.

Теория

Самодиагностика владения современными приёмами и методами образовательной деятельности. Внешний мониторинг качества образовательной деятельности.

Практика

Проектирование совершенствования педагогического мастерства.

Системный подход к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

Теория

Портфолио профессиональной деятельности. Публичная презентация педагогического опыта.

Практика

Разработка структуры портфолио.

Итоговое занятие.

Практика

Защита проекта «Моё педагогическое портфолио».

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Для реализации программы необходим комплект компьютерного оборудования: системный блок, монитор клавиатура, мышь, проектор, экран или интерактивная доска.

Для занятий по теме «Электронные образовательные ресурсы» необходимо наличие компьютерного класса с выходом в Интернет для каждого учащегося.

Список литературы

Баданова А.В. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Раздел: Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки. Сборник «Руководителю городского методического объединения», выпуск 6, ГОУ «СПб ГДТЮ», 2003.

Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. — М.. 2007.

Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. — №2 (124) – С. 3-8.

Воспитательный компонент результативности дополнительного образования детей: методы диагностики. Санкт-Петербург, 2011. – 36 с.

Воспитательный процесс / авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.

Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2004

Евладова Е.Б., Логинова Я.Г. Дополнительное образование детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред, проф. образования. — М. 2003.

Запятая О.В., Ланина Т.А. Мониторинг умений коммуникаций в образовательном учреждении // Воспитательная работа. 2011. — № 7. – С. 81-95

Картина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. — М., 2006.

Каргина З.А. Теория и методика дополнительного образования детей. УМКД. – М.,2009.

Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.

Куликова Л.В. Информационные технологии как средство взаимодействия воспитаников и педагогов // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. — №1 (123) – С. 50-53.

Мацко Л.А. Проектные технологии в дополнительном образовании // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. — №11 (121) – С. 17-21.

Методы проблемного обучения / ав.сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2007, — 128 с. – (Деятельность классного руководителя)

Памятка по основным понятиям в области результативности дополнительного образования детей. Санкт-Петербург, 2005. – 24 с.

Памятка по созданию методических материалов / под ред. С.М. Платоновой, С- Петербург, 2005. – 12 с.

Педагогический анализ / авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

Портфолио учителя / сост. Л.П. Макарова – Волгоград: Учитель, 2011. – 102 с.

Современные технологии воспитательной работы / авт. Сост. Т.П. Панафидина и др. – Волгоград: Учитель, 2009, — 233 с.

Программное обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Методические рекомендации в адрес методистов и педагогов дополнительного образования по составлению и оформлению образовательных программ / под ред. С. М. Платоновой, Санкт-Петербург, 2005. – 28 с.

Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие / В.П. Топоровский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета. 2011. -176 с. (Управление школой).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap