Программа обучение грамоте письмо по системе Занкова ЛВ_5638



униципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Согласовано Согласовано Утверждаю

____________ ___________ ___________

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор С.В. Дерезенко Е.В. Грязнова Н.А.Емельянова

Приказ от 31.08.2011г. № 383

Протокол от 31.08.2011г. № 12

Рабочая программа

по обучению грамоте (письмо) 1а класс

на 2011-2012 учебный год

количество часов в неделю __5__

методическое объединение начальных классов

учитель О.А. Тимофеева

составлена в соответствии с программой Л.В.Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

Учебник Нечаева, Н.В., Белорусец, К.С. Азбука – Самара: Фёдоров, 2011г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения от ___________ протокол № _______________

Пояснительная записка по обучению грамоте (письмо)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Приказ Министерства образования и науки РФот 6 октября 2009 г.N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год

Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год

Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2010

Н.В.Нечаева Обучение грамоте и чтению: Учебно-методический комплект 1-4 класс, 2011

Программа обучения грамоте в 1 классе охватывает добукварный и букварный период.. Курс представляет собой часть единой системы обучения русскому языку в начальных классах и построен на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся.

В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих языковых средств. По этой причине частные задачи периода о.г. не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптации. Каждого ребёнка к новым условиям его жизнедеятельности.

Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Задачи периода обучения грамоте:

научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

расширить кругозор детей основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;

развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;

развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи — языковой системы, на методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов:

1. «Развитие речевой деятельности»

2. «Система языка»

«Развитие речевой деятельности»

В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо «разговорить» детей.

Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но прежде всего – организация содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах и непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

Таким образом, косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения – самостоятельная речевая деятельность ребёнка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Порядок изучения буквориентирован на сознание учениками мен звуков-основу способа чтения и письма.

Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.

Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребёнка к прочитанному, а так же введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе чтения и письма.

«Система языка»

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «Фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, , морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период – способствовать формированию навыков правильного чтения и письма. К её достижению приводят следующие линии работы:

— первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

— начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического; наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения правописания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов ч проверяемыми написаниями в корне и написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);

-наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.

В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

Основные формы и методы работы

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа – диалог, полилог;

работа в малых группах;

работа в статистических парах;

индивидуальная работа

нетрадиционная форма урока:

урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

Используемы методы обучения :

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

метод стимулирования интереса к учению;

метод самоконтроля ;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

— чтения-рассматривания;

— выработка и усовершенствование навыков;

— различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

— игровые технологии

— технология создания ситуации успеха на уроке

— личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

-здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические физминутки)

Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективное.

Механизмы формирования ключевых компетенций.

При обучении грамоте эмпирическое, чувственное познание осуществляется прежде всего в процессе наблюдения и анализа разнообразного языкового материала, путем обращения к речевому и познавательному опыту ребенка. Велика роль самостоятельных наблюдений, анализа, сравнений в пробуждении и развитии подлинных мотивов и интереса в овладении языком и речью.

Благодаря введению на ранних этапах научных терминов, являющихся средством обобщения наблюдаемых конкретных явлений языка, обеспечивается расширение опыта ребенка в познании различных сторон языковой системы.

Учебнопознавательные:

Язык усваивается человеком не ради него самого, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т. е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Т.е на уроке необходимо создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.

Существенно ускоряет навык качественного письма и чтения включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов

Информационно-коммуникативные, социальные: особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей.

Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель.

Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения — самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной. Все уч-ся класса, в т.ч. и слабые привлекаются к участию в учебном диалоге, овладевают умением уметь слушать и слышать товарища, аргументировать свою мысль в споре; используют в диалоге адекватные средства общения. Учитель создаёт ситуацию общения таким образом, при котором проявляется толерантное отношение к мнению товарища, учителя.

В процессе учения закладываются основы развития способностей к самообразованию: ученик делит информацию на известную и неизвестную; указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; пользуется словарём, спрашивает у родителей, извлекает информацию из прочитанного, увиденного по телевизору и т.п.; достаточно точно излагает полученную информацию; задаёт вопросы; находит выход.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Исходя из задач школы, осуществляется организация работы по воспитанию экологической культуры через задания, формирующие экологические знания и навыки правильного поведения в природе, помогающие понять многогранные связи человека с природой.

Для реализации программного содержания используются:

Учебный комплект для учащихся:

Нечаева, Н.В., Белорусец, К.С. Азбука – Самара: Фёдоров, 2011.

Н.В.Нечаева, К.С.Беларусец, Пособие для учащихся 1 класса в 3-х частях «Я читаю»—Самара: Корпорация Фёдоров, 2010.

Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова. Русский язык. Тетрадь по письму для 1 класса в 4-х частях. -Самара: Корпорация Фёдоров, 2011.

Методические рекомендации для учителя:

1. Зверева М. В «Изучение результативности обучения в начальных классах».

2 .Перелыгина Е.А.. Фишман И. С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей уч-ся начальной школы». — Самара: Корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2010.

Обучение грамоте (письмо)

Развернутое тематическое планирование

п/п

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Ожидаемый результат

Внеурочная форма

Вид

контроля

Корректировка

предметные

метапредметные

личностные

тесты

Сам.раб.

Ср.

к/р

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1четверть 9 учебных недель(45ч)

1

1

Правила письма

Ориентировка в тетради по письму

Ориентировка в на странице прописи и рабочей полосе; обводка по контуру и штриховка фигур; письмо элементов печатных и письменных букв.

Познавательные

Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.

Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор.

Регулятивные

Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради); формирование алгоритма своих действий в процессе письма.

Познавательные

Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.

Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор.

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

1.09

2

2

Мы и наша речь

Раскрашивание, воспроизведение рисунков, подготовка руки

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Урок путешествие

2.09

3-4

3-4

Узоры и элементы букв

к письму

Формировние интереса, желания писать красиво и правильно.

5.09

6.09

5

5

Прямая линия

Рисование узоров. Штриховка

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Урок-игра

7.09

6

6

Наклонная линия



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap