Программа объединения дополнительного образования Цветоводство



Муниципальное образовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа №1

Муниципального образования – Захаровский муниципальный район

Утверждаю

Директор ОУ: (Баженова Н.Б.)

Утверждено на педсовете

« 31 » августа 2009 года

Программа объединения дополнительного образования

«Цветоводство»

Эколого-биологической направленности.

Рассчитана для работы с учащимися 11-14 лет.

Разработана в 2009 году. Срок реализации -2 года.

Авторская программа.

Составитель: Савельева Н.А.

( учитель истории)

Захарово

2009

Пояснительная записка.

Комнатные растения в учебном процессе находят самое разнообразное применение. Среди них имеются представители различных групп и различных семейств, поэтому они могут служить хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений; некоторые, легко размножающиеся виды, , можно использовать как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий. Комнатные растения являются незаменимыми объектами для работы объединения дополнительного образования.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся.

Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать этот мир, который ему знаком только по книжкам и картинкам.

Программа объединения дополнительного образования «Цветоводство» составлена на основе программы Министерства просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Она соединяет задачи формирования системы знаний о природе и сельском хозяйстве , развивает эстетический вкус.

Цель программы : удовлетворить образовательную потребность детей , формировать социально – активную жизненную позицию, учить применять свои знания на практике.

Данная программа предусматривает следующие задачи:

Образовательные:

-изучить агротехнику цветочно- декоративных растений;

Воспитательные:

-формировать художественный вкус, убеждения , мировоззрение, сознательное отношение к окружающему миру;

-при проведении практических работ прививать навыки культуры труда ( своевременное , аккуратное и тщательное выполнение порученной работы; содержание инвентаря , инструментов в чистоте и соблюдение правил техники безопасности);

-научить правилам и нормам поведения на природе;

Развивающие:

-развивать образное мышление, память, эстетический вкус;

-учиться работать с литературой;

— проводить исследовательскую работу.

В основу занятий положены практические работы , поэтому программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Ребята знакомятся с разнообразием растений . их биологическими особенностями, наблюдают за ростом и развитием растений.

Возраст детей , участвующих в этой программе- 11-14 лет.

Срок реализации программы-2 года.

Структура программы:

Программа предусматривает работу с детьми 5-8 классов. По 2 часа в неделю ( всего 136 часов). При работе с детьми большое внимание уделяется практическим занятиям по уходу за комнатными растениями , оформлению цветника. Дети знакомятся с разнообразием цветущих растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями . Ребята ведут наблюдения за ростом и развитием растений.

Методы и формы.

Теоретические сведения учащимся сообщаются в порядке рассказа, беседы, перед практической работой проводится инструктаж. Там же используются зарисовки , игры , конкурсы, экскурсии, наглядный материал, работа с литературой, исследовательская и проектная работа.

В процессе реализации программы по цветоводству предусмотрено активное участие в подготовке и проведении массовых мероприятий ( праздников урожая, цветов, разнообразные выставки).

Большое внимание уделяется практическим занятиям. Темы и перечень практических работ, предусмотренные программой являются примерными. Исходя из условий , перечень практических работ можно изменять. Ряд практических работ, связанных с уходом за цветами , проводятся систематически , независимо от прохождения той или иной темы.

Работа детей с вредителями и болезням проводится только с использованием механических и биологических методов. Опрыскивание и опыление растений ядохимикатами проводится специально подготовленными к этой работе взрослыми.

Ожидаемые результаты по данному курсу.

По прохождении программы « Цветоводство» учащиеся должны иметь четкое представление об агротехнике выращивания ц/д растений, о работе по устройству клумб и правилам дизайна участка, о постановке опытов с ц/д растениями, о поисково- исследовательской деятельности. Определять результативность по итогам проделанной практической работы ( в том числе проектной деятельности) , выставок достижений, викторин ,фестивалей цветов.

Содержание программы объединения дополнительного образования « Цветоводство».

I год работы объединения.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка на год; правила техники безопасности при работе с с/х инвентарем ; значение цветочно-декоративных растений в жизни человека, знакомство с декоративными кустарниками, травянистыми.- 2часа

Однолетние растения. Понятие о ц/д растениях, их группировке; посадка садовых цветочных растений в горшки. -6 часов

Биологические особенности комнатных растений. Знакомство с комнатными растениями; группировка комнатных растений, их биологические особенности. -9 часов

Уход за комнатными растениями. Требовательность разных растений к влажности воздуха. Виды ухода за комнатными растениями. Значение перевалки и пересадки для комнатных растений. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре. Значение правильности полива, опрыскивание листьев, рыхление почвы. Приготовление почвенных смесей. Уход за комнатными растениями. Работа с определителем комнатных растений. Рыхление, полив, опрыскивание, мытье горшков. Наблюдение за ростом комнатных растений. Устройство полочек, плетение кашпо. – 19 часов

Насекомые – вредители комнатных растений. Насекомые- вредители комнатных растений и борьба с ними. Обработка ц/д растений биологическими препаратами. Обмывание листьев и стеблей. Уход за комнатными растениями. – 8 часов

Закладка опытов. Выяснение лучших агрономических приемов по уходу за комнатными растениями. Выращивание комнатных растений на разных почвах. Посадка однолетних растений в различных условиях. Посев семян различных видов цветов на рассаду. Выращивание рассады. – 7 часов

Питание комнатных растений. Правила и количество подкормок в течение вегетативного периода. Виды удобрений. Уход за комнатными растениями . Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. -4 часа

Вегетативное размножение комнатных растений, размножение черенками. Биологические особенности размножения комнатных растений черенками. Растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для определения черенков. Правила черенкования. Заготовка песка, земли, подготовка ящиков для посадки черенков. Наблюдение за укоренением черенков, их ростом. — 4 часа

Работа на пришкольной территории ( на клумбах).Высадка цветочной рассады, посадка однолетних растений и уход за ними.-

— 8 часов

10.Подведение итогов работы объединения. – 1 час

II год работы объединения.

1.Введение . План работы кружка на год. Правила техники безопасности при работе с с/х инвентарем. Садоводство и цветоводство в истории нашей страны.

— 2 часа

2.Общее цветоводство. Работы на пришкольной территории ( клумбы). Сбор семян. Высадка луковичных для весеннего цветения. Пересадка многолетних растений. Перекопка цветников под зиму. Приготовление почвенных смесей. -13 часов

3.Декоративные растение цветников. Растения многолетнего оформления цветников. Растения сезонного оформления цветников. — 26 часов

4. Декоративные растения оранжерей и комнат. Д/растения закрытых помещений. Виды. Условия содержания. Места использования. —11 часов

5.Цветочно – декоративное оформление. Цветочно-декоративное оформление как в цветниках, так и при внутреннем озеленении жилых и общественных помещений. Разработка собственных проектов оформления.

10часов



6.Работа на пришкольной территории ( клумбы). Реализация проектов учащихся. – 5часов

7. Подведение итогов работы объединения. — 1 час

Учебно-тематический план.

1 год работы объединения.

Темы занятий

Количество часов

теоретических

практических

1

Вводное занятие

2

2

Однолетние растения

2

4

3

Биологические особенности комнатных растений

4

5

4

Уход за комнатными растениями

4

15

5

Насекомые- вредители комнатных растений

2

6

6

Закладка опытов

2

5

7

Питание комнатных растений

1

3

8

Вегетативное размножение комнатных растений

1

3

9

Работа на пришкольной территории ( клумбы)

1

7

10

Подведение итогов работы объединения

1

Итого

20

48

Всего

68

2 год работы объединения.

Темы занятий

Количество часов

теоретических

практических

1

Введение

2

2

Общее цветоводство. Работы на пришкольной территории.

1

12

3

Декоративные растения цветников.

26

4

Декоративные растения оранжерей и комнат.

4

7

5

Цветочно-декоративное оформление

4

6

6

Работы на пришкольной территории

5

7

Подведение итогов работы

объединения

1

Итого

38

30

Всего

68

Календарно-тематическое планирование.

Первый год.

Разделы и темы.

Кол-во часов

Примерные сроки проведения

1

2

Введение.

Знакомство с планом работы объединения. Цветы в далеком прошлом. Правила техники безопасности при работе с с/х инвентарем.

Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека.

2

сентябрь

3

4

5

6

7

8

Раздел I: Однолетние и двулетние растения.

Общие сведения о строении растений.

Особенности выращивания однолетних растений.

Основные виды цветущих однолетников.

Вьющиеся однолетники.

Двулетние декоративные растения. Биологические особенности.

Основные виды двулетних растений.

6

9-16

17

Раздел II: Комнатные растения. Биологические особенности.

Знакомство с комнатными растениями.

Викторина.

9

октябрь

18

19



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap