Программа нетрадиционного курса



Голицинский филиал МОУ «Никифоровская СОШ №2»

Экологическое краеведение

села Голицино.

Нетрадиционный курс.

Автор-составитель: учитель экологии и химии Бекетова Оксана Викторовна.

Голицино, 2010 год.

5 класс

Пояснительная записка

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

Данный курс выделяют следующие задачи экологического образования и воспитания:

возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношениикачества окружающей среды;

обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.

Программа курса «Экологическое краеведение села Голицино» предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 часа.

Эта программа включает разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной познавательной, художественной, коммуникативной деятельности.

Содержание предмета в занимательно-игровой форме знакомит обучающихся с миром природы и планетой Земля. Дети получают расширенные представления о внешнем и внутреннем строении планеты Земля, о морях, океанах, реках и озерах, растениях и животных, узнают, как началась дружба человека с травами, цветами, деревьями, какие сложены об этом легенды и были.

После изучения данного курса обучающиеся должны получить знания о планете Земля, о культурных и дикорастущих растениях, о животных разных сред обитания и занимательных фактах из их жизни.

Учащиеся должны уметь применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ. Данный курс развивает умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия (практич.р.,

экскурсии)

Цели и задачи

Форма занятия

Кол-во часов

I

Человек-друг или враг

5

1

Экология школьного двора. Экология школы.

«Определение температурного режима в классах школы»

Знать растительность пришкольного участка. Уметь определять растительность парка, произрастающего возле школы. Научиться пользоваться определителями растений и животных. Уметь определять температуру в классе. Знать о вредном воздействии шума на здоровье человека.

Вводная лекция с эл-ми беседы.

Экскурсия по школьному двору и школе.

П/р

1

2

Экологический этикет.

Воспитать чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Беседа. Сообщения учащихся.

1

3

Демографический портрет планеты

Познакомить с населением Земли с начала нашей эры до современного периода. Познакомить с национальностями людей, населяющих Россию. Определить факторы, влияющие на уменьшение количество людей страны.

Лекция. Групповая работа с дополнительными источниками информации

1

4

«Изучение демографической ситуации села Голицино»

Рассмотреть демографическую ситуацию села Голдицино за три года.

П/р

1

5

Мероприятие «Нравственный императив — условия выживания человечества». Экол. акции

Сформировать представление о взаимосвязи человека и природы.

Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе.

Экологическое мероприятие.

Экологическая конференция

1

II

Планета, на которой мы живем

7

1

Расположение планеты Земля в солнечной системе. Внешнее строение

Рассмотреть расположение планеты Земля в солнечной системе. Изучить особенности строения внешних оболочек Земли.

Лекция с эл-ми беседы. Просмотр кинофильма

1

2

Внутреннее строение Земли. Огненная земля.

Изучить внутреннее строение земной коры. Познакомиться с изменениями, происходящими на поверхности Земли. Рассмотреть работу вулкана по доп. литературе.

Лекция с э-ми беседы. Сообщения учащихся

1

3

Современные экологические проблемы современности. Экологические проблемы села Голицино

Познакомиться с природными объектами, к-е загрязняются людьми. Рассмотреть мусорные свалки, найти пути их ликвидации

Семинар. Групповая и просветительная работа

1

4

«Обитатели пресных водоемов»

Изучить биологию обитателей водоема

П/р

1

5

Занимательные факты. Тестирование

Углубить знания о флоре и фауне, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания.

Групповая работа.

Сообщения учащихся.

Проверка знаний

1

6

Природа Земли и будущее

Осмыслить свое место в мире, расширить понятия «дом» на весь мир, осознать себя как неразрывную часть природы

Семинар

1

7

Экол.мероприятие Экол.акции

Привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира; проблеме загрязнения мест обитания растений и животных.

Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе.

Экологическое мероприятие.

Экологическая конференция

1

III

Голубые артерии Земли

7

1

Вода- источник жизни

Изучить состав воды. Расширить и углубить знания о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах.

Лекция с эл-ми беседы

1

2

Удивительные водоемы страны

Познакомить с водоемами страны. Рассмотреть особенности флоры и фауны самого глубокого озера Байкал.

Беседа. Сообщения учащихся

1

3

Изучение родников реки «Степанок» с.Голицино

Познакомиться с местной достопримечательностью села- родниками. Изучить их географию

Семинар

1

4

«Вода-путешественница»

Познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

П/р

1

5

«Водоем зимой»

Познакомить с приспособлениями обитателей водоема к зимованию

Экскурсия

1

6

Занимательные факты. Тестирование

Углубить знания о флоре и фауне водных представителей, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания.

Групповая работа.

Сообщения учащихся.

Проверка знаний

1

7

Экол.мероприятие Экол.акции

Познакомить с проблемами охраны растений и животных; дать представление о той угрозе, которую представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу.

Сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зеленые насаждении, заставить задуматься о грозящей катастрофе.

Экологическое мероприятие.

Экологическая конференция

1

IV

Мир растений

7

1

Разнообразие дикой природы

Познакомить с разнообразием растительного мира дикой природы. Определить значимость растительного мира для других организмов и человека. Привить любовь к растениям.

Лекция с эл-ми беседы.

1

2

Культурная флора

Познакомить с разнообразием культурных растений. Выяснить пути появления культурных растений на примере картофеля, томата. Познакомить с наукой селекцией, центрами происхождения культурных растений. Выяснить их значимость для человека.

Круглый стол. Сообщения учащихся

1

3

Растительность с.Голицино.

«Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды»

Выяснить антропогенное загрязнение растительности села Голицино.

Лекция с эл-ми беседы. П/р

1

4

Растения Красной книги. Заповедники, заказники тамбовской области

Познакомить с проблемами охраны растений; дать представление о той угрозе, которое представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу; активизировать познавательный интерес у учащихся, формировать у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Беседа, групповое задание, сообщения учащихся, работа с дополнительной литературой, просмотр фильма

1

5

«Работа с гербарным материалом»

Познакомить с культурными растениями на примере гербарного материала; рассмотреть растения произрастающие в данной местности.

П/р

1

6

Занимательные факты. Тестирование

Углубить знания о флоре, экологических понятиях. Научиться пользоваться дополнительными источниками, выбирать необходимую информацию, использовать при выступлении в классе, конференции. Закрепить полученные знания.

Групповая работа.

Сообщения учащихся.

Проверка знаний

1

7

«Зимние явления в жизни животных»

Изучить приспособленность растений к зимним условиям; выяснить, по каким признакам зимой можно отличить деревья от кустарников.

Экскурсия

1

V

Мир животных

8

1

Разнообразие животных дикой природы

Рассмотреть животных представителей разных сред обитания; привлечь внимание детей к проблеме потери животного мира; проблеме загрязнения мест обитания; воспитать ответственное отношение за судьбу братьев наши меньших.

Лекция с э-ми беседы. Сообщения учащихся

1

2

«Моделирование пищевых связей»

Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи живых организмов на примере пищевых связей.

П/р

1

3

Домашние животные



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap