Программа Народные инструменты Домра



Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1062

Утверждено:

Решением педагогического совета

ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1062

1 сентября 2009 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Народные инструменты. Домра, балалайка» Возраст учащихся 7-12 летСрок реализации. 4 года Составитель. Голубых Инна Константиновна

Москва 2009 год

Пояснительная записка к программе по классу домры, балалайки.

В наши дни интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах падает. Сейчас редко можно увидеть или услышать народную музыку в «чистом виде». Многие даже не знают о существовании такого инструмента ,как домра.

Задача педагога — познакомить детей с народными инструментами ,их разнообразием и музыкальными возможностям, различными формами исполнительского искусства(сольное музицирование ,игра в ансамбле, оркестре). Задача педагога заинтересовать детей, предложить для них разные формы использования полученных навыков, привлечь к участию в праздниках, фестивалях, конкурсах, совместно с народно-сценической хореографией, детскими фольклорными коллективами.

Данная программа обучения игре на трёхструнной домре и балалайке адаптирована на условия обучения в системе дополнительного образования, где для занятий на инструменте отводится два часа в неделю. В эти часы, в отличие от программы детских музыкальных школ, должно входить не только практические занятия на инструменте, но и освоение теоретических навыков, развитие слуха и мн. другое. Характер и итог программы рассчитан на обучении навыкам игре на инструменте и привлечении в дальнейшем детей к коллективному музицированию (дуэты, смешанные ансамбли, игра в оркестре). В дальнейшем — соединение детского ансамбля с детской народно-сценической хореографией и детским фольклорным коллективом.

Программа частично переработана мною, на основании методики профессора, кафедры народных инструментов РАМ им. Гнесиных-В.С.Чунина.

Задачи программы — овладение учащимися навыками игры на домре, балалайке. Теоретические сведения и предложенный репертуар излагается в программе в тесной связи и расположены в порядке постоянно возрастающих трудностей. Программа рассчитана на четыре года обучения.

После окончания 4-х летнего обучения возможно продолжение занятий (по желанию учащегося)

На начальном этапе обучения наиболее приемлема индивидуальная система обучения с периодическим соединением в дуэты-трио. Это способствует развитию ритмической грамотности учащихся, развитию слуха и получению первых навыков коллективной игры.

В дальнейшем проводятся индивидуальные занятия, где ведётся работа над конкретными произведениями ,развитием беглости пальцев, отработка основных приёмов игры. Для изучения оркестровых партий — мелкогрупповые занятия(по 2-3 человека)

В итоговом выступлении в середине и в конце учебного года первый год обучения должен показать два разнохарактерных произведения, 2-ой и 3-ий год обучения — два произведения и ансамбль, 4-й год обучения -4 произведения.

Конечным результатом реализации программы может служить умение ребёнка исполнять не только сольные произведения, но и играть в оркестре, быть его неотъемлемой частью, любить и понимать народную музыку.

В конце каждого полугодия проводится обязательное для всех учащихся итоговое выступление, где ребёнок должен показать, чем он овладел за данный период обучения, а также, по возможности, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях школы и района.

Основным условием реализации данной программы является, прежде всего, материальная база. Необходимо наличие в школе хороших инструментов для работы в классе и концертной деятельности и фабричных инструментов для занятий дома (тем детям, родители которых по материальным причинам не могут сами приобрести инструмент) и в классе в свободное время.

Методические рекомендации по реализации данной программы

Успешная реализация данной программы возможна, с одной стороны, — при равномерной работе педагога над проведением всех форм и видов занятий с детьми, а, c другой стороны,— при условии, что организация учебно – воспитательного и творческо-образовательного процессов будет четко обеспечивать его систематическое единство.

В программе такое единство учебно – творческого процесса осуществляется посредством:

1) постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребёнка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки. творческого воображения, фантазии. индивидуальных способностей

2) создания необходимых условий, которые и представляют возможность приобщения каждого индивида к миру музыки, с помощью которой он может ярко проявить свои разносторонние дарования

3) систематических занятий (индивидуальных, групповых): творческий характер всех выполняемых заданий. направленных на развитие активных действий ребенка, освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, воспитание духовнообогащённой личности.

ч) теснейших межпредметных связей между различными видами искусства что обеспечивая развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно — творческого мышления.

Следует обратить внимание на то, что в основу программы положена теория проблемного обучения, которая ставит ряд насущных вопросов в организационно-методической работе перед педагогами и их решение — закономерный успех реализации программы. Так, одна из важнейших проблем — набор детей для занятий на народных инструментах.

Многолетний опыт работы педагогов показывает, что нельзя отстранять от мира звуков тех детей, которые показывают неудовлетворительные результаты после прослушивания (предварительного), т.е профнепригодны к занятиям музыкой. Напротив. каждый педагог должен взять на себя труд длительного ознакомления этих детей с музыкой, интенсивные индивидуальные занятия с каждым «не слышащим»ребёнком, умение найти ключик к сокровищнице его дарования, дать шанс каждому ребёнку получить основы музыкальной грамоты по данному предмету. И основная профессиональная и человеческая цель педагога — занятия со всеми детьми с разной степенью природных музыкальных данных



Другие формы работы, предусмотренные программой. Требуют от педагога использования различных педагогических приёмов и специальных навыков профессионального мастера в области музыкального искусства.

Цель программы

Создание необходимых условий для развития музыкально – сенсорных способностей, формирование разносторонних музыкальных умений в художественно – творческих видах деятельности: образно-эмоционального восприятия окружающего мира ,приобщение каждого ребёнка к основам музыкальной культуры.

Задачи:

1.Музыкально-образовательные:

сведения общего характера, связанные с информацией о русских народных инструментах и специальные сведения, связанные с образовательным процессом.

2.Обучающие:

Выразительному исполнению произведений различных жанров и тематики; сопоставлению музыкальных произведений с образными средствами искусства.

3.Развивающие:

Музыкальный слух, память, ритм, навыки сольной импровизации, знание интонационных моделей, формирование творческих способностей к разным видам искусства.

4.Воспитательные:

Сплотить детей в дружный творческий коллектив; дать возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность в художественном творчестве (через игру в оркестре, ансамбле и индивидуальное исполнительство на инструменте), привить чувство ответственности в выполнении порученного задания; развить коммуникативные способности, основы формирования культуры общения.

Педагог может использовать собственные методические разработки по всем темам и заданиям, широко применять в образовательном процессе принципы дидактики:

доступность (в восприятии музыкального материала)

последовательность – (в изложении учебного материала)

от простого к сложному (в построении учебного материала)

Программа предусматривает применение разнообразных методов обучения по данному предмету:

словесные – беседа, рассказ, объяснение.

наглядно – демонстрационные – педагогический показ, культурная программа.

Дифференцированный подход к каждому ученику в процессе обучения по данному предмету создаёт условия, при которых каждый ребёнок имеет право на собственное слово, творчество на проявление разных видов действий. А также каждый ребёнок имеет возможность приобщиться «к миру звуков»; ощутить атмосферу творчества, радости.

Методика организации учебно – воспитательного, творческого и образовательного процесса строится с учётом психофизиологических способностей учащихся. Используя принцип индивидуального подхода в процессе обучения, программа предусматривает методическую и педагогическую ориентировку действий по основам музыкального образования детей с учётом степени знаний и уровня овладения навыками на каждом занятии.

Для одарённых детей разработан индивидуальный план по углублению профессиональной направленности, что позволяет более быстрый переход от 1 ко 2 ступени.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе являются индивидуальные занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения развитие пpoxoдит непосредственно в классе и лишь после приобретения определённого статуса, ученик будет допущен на следующую ступень своего развития — оркестр.

Комплексный подход: в воспитании, обучении и развитии каждого ребенка сочетаются теоретические и практические занятия, что позволяет разносторонне развиваться ученику.

Комплексная программа рассчитана на 4-х летнее , обучение и включает в себя основные 2 ступени развития:

1 ступень включает в себя — дооркестровый период

Рассчитал 1год обучения, в зависимости oт l возраста, инструмента и способностей учащегося . Период включает в себя приобретение основных навыков игры на инструменте, развитие музыкального мышления, первоначальных музыкально-теоретических знаний. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

П ступень — включает в себя — оркестровый период .

Программа рассчитана на 3 года и ставит своей целью дальнейшее совершенствование теоретических и практических знаний, игра в оркестре и индивидуальная сольная программа .

Компенсирующая программа

Рассчитана на детей, которые имеют музыкальные данные ниже среднего (слабый слух, неустойчивый ритм, плохая музыкальная память). В индивидуальных занятиях учитываются все недостатки и все возможности каждого учащегося. Основной целью данной программы является выработка навыков игры, компенсирующих недостатки музыкальных данных детей, обучающихся по этой программе, посредством выполнения различных упражнений и наглядно-демонстрационных показов .

Tиповая программа

Предусматривает плавное совершенствование практических навыков игры на инструменте (например, основные приёмы игры), расширение знаний о форме музыкальных произведений (анализ исполняемых пьес), о музыкальных жанрах (правильная интерпретация исполняемого произведения).

Пo типовой программе обучается основная масса детей, со средними музыкальными данными (слух 4 ритм:4, память:4). с обучением которых не существует существенных проблем.

Форма оценки результативности

Подведенис итогов происходит каждое полугодие зимние (декабрь) и весенние (апрель-май), также учитывается участие ребёнка в концертной деятельности класса, школы.

Примерный тематический план занятий

Тема

Теория

Практика

всего

1.Органитационное вводное занятие

1

1

2.Знакомство с инструментом, посадка, аппликатура, постановка игрового аппарата. лады музыки

1

2

3

3.Элементы музыкальной грамоты ( для учащихся без музыкальной подготовки)

4

4

8

4.Обучение игре на музыкальном инструменте

1

40

41

5.работа с концертмейстером, ансамбль

1

5

6

6 Работа по чтению нот с листа

5

5

Итого

8

56 64

Содержание тем

Тема 1. Организованное вводное занятие.

Для того, чтобы личность, ребёнка и его творческие способности развивались гармонично, преподавателю с первых минут общения необходимо подобрать индивидуальный подход к учащемуся, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на уроке. Теоретический материал первого занятия должен включать в себя рассказ об истории возникновения и развития инструмента, о композиторах, пишущих музыку для домры. Полезен показ и исполнение мелодий на инструменте самим преподавателем.

Тема 2. Знакомство с инструментом

Рассказать и показать все части инструмента, посадку за домрой, функции правой и левой рук и их положение на инструменте, знакомство с аппликатурой, лады музыки.

Практика. Способы звукоизвлечения – пиццикато большим пальцем правой руки, удары медиатором вниз и вверх

Творческое задание . Нарисовать и передать в рисунке образы минора и мажора.

Тема 3. Элементы музыкальной грамоты

Теория: ноты в малой, первой и второй октавах, скрипичный ключ, понятие равномерности долей метрической пульсации ,длительности нот, сильная и слабая доли, размср, соотношение конкретных нотных знаков с реальным расположением их на грифе домры.

Практика: хлопать заданный ритмический рисунок со счётом вслух, затем играть его на инструмешс по открытым струнам приёмом ароjando.

Тема 6. Работа по чтению с листа.

Свободное чтение с листа – одно из необходимых предпосылок всестороннего развития учащегося, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой. Для того,чтобы, научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая работа.

Практика : свободное соотношение конкретных нотных знаков с реальным расположением их на грифе инструмента, правильно подобранной аппликатурой ,умение ориентироваться в длительностях нотных знаков и в счёте. Цель – учиться «видеть и слышать вперёд».

Результативность первого года обучения.

По окончании 1-го года обучения учащийся должен:

знать части инструмента;

правильно держать инструмент;

соблюдать постановку игрового аппарата;

владеть приёмами звукоизвлечения (удар вниз, вверх, двойной удар, тремоло)

играть небольшие пьесы в первой позиции

2-й год обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1.Организационное вводное занятие

1

1

2.Элементы музыкальной грамоты

2

1

3

3.Работа над техникой

3

6

9

4.Работа над музыкальными произведениями. Ансамбль.

1

40

41

5.Посещение концертов, классных бесед с показом и анализом аудио и видеозаписей.

3

3

6.Оркестр

1

6

7

Итого

11

53

64

Содержание тем.

Тема1. Организационное вводное занятие.

Индивидуальный план на учебный год. Подбор учебной программы.

Тема2.Элементы музыкальной грамоты.

Теория: динамические оттенки и их краткое обозначение, темповые обозначения и их значение. Практика: позиционная игра , освоение приёма тремоло.

Тема3.Работа над техникой.

Практика: работа над техникой проводится на основе работы над этюдами на различные виды техники, упражнения Шрадика.

Тема4.Работа над музыкальными произведениями.

С учениками первого и второго года обучения целесообразно ,в основном, разбирать произведения в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста.

Тема 5. Посещение концертов. Классные собрания с концертами учащихся.

Посещения концертов профессиональных музыкантов, лекций — концертов, концертных выступлений учащихся народных классов других школ служат стимулом для дальнейшего развития личности учащегося и eгo творческих возможностей.

В учебной практике необходимы классные родительские собрания с концертами самих учащихся, где каждый родитель имеет возможность услышать своего ребёнка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других учащихся.

Результативность второго года обучения.

По окончании 2-го года обучения ученик должен:

Играть разноплановые мелодии;

Ознакомиться с позиционной игрой;

Владеть терминологией обозначения темпа в музыке.

Третий год обучения.

Тема

Теория

Практика

Всего

1.Организационное занятие. Составление плана на текущий год.

1

1

2. Закрепление знаний музыкальной терминологии.

4

4

3. Работа нал техникой. Закрепление ранее пройденного.

8

8

4. Работа над музыкальными произведениями, оркестровыми партиями, ансамбль.

1

40

41

5. Посещение концертов, классные беседы с просмотром и анализом учебного материала.

3

3

6 Чтение пот с листа — закрепление ранее пройденного. Работа с концертмейстером.

1

6

7

Итого.



10

54

64

Содержание тем.

Тема 2. Закрепление музыкальной терминологии.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap