Программа летнего оздоровительного лагеря Фантазия_36413



1. Пояснительная записка

Организация летнего отдыха — один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Фантазия». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Организация летнего отдыха по программе «Фантазия» осуществляется по направлениям:

спортивно-оздоровительное,

содержательно-досуговое,

нравственное,

гражданско-патриотическое.

2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создавать условия для организованного отдыха детей.

Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Создать условия для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, знаний по краеведению.

Способствовать формированию культурного поведения.

Способствовать формированию санитарно-гигиенической культуры.

Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

С 04.06.2012 года по 25.06.2012 года.

5. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет.

6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Закаливание ребят.

2.Проведение спортивных мероприятий, подвижных игр на воздухе.

3.Проведение упражнений для глаз, осанки.

4.Тематические беседы.

5.Ролевые игры.

6.Конкурсы рисунков.

7.КВН.

8.Экскурсии.

9.Общение с природой. 

Автор программы:   Начальник лагеря: Хрусталева О.В.

Организаторы программы: Заместитель директора по ВР: Солянова Н.А.

Начальник лагеря: Хрусталева О.В.

Учитель начальных классов: Шилина Т.А.

Участники программы

социальный педагог;

учитель  физкультуры;

педагоги начальной школы;

педагоги-предметники;

фельдшер;

повар;

работник столовой;

технические служащие.

7. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Концептуальные основы деятельности

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

8. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фантазия»опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

при развитии детского самоуправления;

при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

9. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

Временный характер детского объединения.

Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям ребёнка.

Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающие технологии

10. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

издание приказа по школе о проведении летней кампании;

разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Фантазия»;

подготовка методического материала для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Фантазия»;

формирование органов самоуправления,

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей в различные виды коллективно — творческих дел;

работа творческих мастерских.

Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

11. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно — игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно — ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра «Фантазия» — это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

большую двигательную активность;

— разнообразие видов деятельности;

— признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

— релаксационные занятия.

12. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.  Нормативно-правовое обеспечение:

 Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:   – Конвенцией ООН о правах ребенка;   – Конституцией РФ;   – Законом РФ «Об образовании»;   – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;   – Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;  — приказа департамента образования и науки «Об организации летней оздоровительной кампании в 2012г.» в целях совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;

-распоряжение главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей»;

-постановление главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.

2. Приказы:

Об открытии смены.

О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей.

О порядке обеспечения пожарной безопасности.

О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми.

О формировании отрядов.

О режиме дня.

О режиме дня педагогического коллектива.

О медицинских списках детей.

О мерах безопасности при проведении мероприятия (спортивного, культурно-массового и т.д.).

О проведении экскурсии. 

Об отчислении ребенка из лагеря.

Об увольнении.

О замене воспитателя (вожатого).

3. Инструкции:

Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).

Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

4.  Должностные инструкции работников:

Начальника смены.

Воспитателя (вожатого).

Инструктора по физической культуре.

5. Иные документы:

Заявление родителей об отсутствии, опоздании ребенка.

Акт о несчастном случае.

6. Материально-техническое обеспечение:

Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок.

Спортивный зал для проведения чемпионатов и спортивных соревнований.

Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе.

Кабинет для проведения отрядных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Канцелярские принадлежности.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды.

Школьная столовая.

Школьная библиотека.

Кабинет для игры в настольные игры. 

7. Кадровое обеспечение: 

    В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

1. Начальник лагеря.

2. Заместитель директора по ВР.

Организуют, координируют и контролируют работу сотрудников лагеря;

Обеспечивают безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;

Оформляют необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

Руководят работой педагогического и вспомогательного персонала.  

Кураторы отрядов:

Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы):

Обеспечивают реализацию плана работы;

Обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

Несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Физ. руководитель:

Проводит оздоровительную утреннюю зарядку;

Организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия спартакиады, личные первенства, весёлые старты,

Проводит отбор лучших спортсменов на районные и городские спортивные мероприятия.

   Медицинский работник

   Технические служащие (уборка территории)

    Работники столовой

13. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap