Программа лагеря труда и отдыха Ростки для детей 15-16 лет



Управление образования администрацииМосковского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №149

Принята на УТВЕРЖДАЮ:

педагогическом совете Директор МБОУ СОШ №149

школьного лагеря __________Костюнина В.В. «_____»____________2012г. «____»_____________2012г.

Программа

«Р О С Т К И»

лагеря труда и отдыха

для детей 15-16 лет. Срок реализации 1 год

Авторы:

Писная Елена Геннадьевна,

Кузина Оксана Юрьевна.

г.Нижний Новгород,

2012г.

Оглавление

Информационная карта

1. Пояснительная записка4

2. Концептуальные основы7

3. Содержание программы10

4. Механизм реализации программы15

4.1. Этапы реализации программы………………………………………………………………15

4.2. Организация работы профильных трудовых бригад………………………………………19

4.3. Игровая инструментовка программы19

4.4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………………………28

5. Ожидаемые результаты30

6. Диагностика и мониторинг31

7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………..34

8. СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ……………………………………35

9.ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ………………………………………………………………………37

10. Методическое обеспечение программы38

11. Список используемой литературы40

ПРИЛОЖЕНИе

№1 «Режим дня в лагере» И «план ежедневной деятельности лагеря»

№2 кАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

№3 РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКОВ И ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

№4ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

№5 ДОГОВОРЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

№6 гРАМОТЫ И БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА

№7 фОТОМАТЕРИАЛЫ

Информационная карта

Полное название программы

«РОСТКИ»

Автор программы

Кузина Оксана Юрьевна,

Писная Елена Геннадьевна

Руководитель программы

Костюнина Вера Владимировна,

директор МБОУ СОШ №149

Территория, представившая программу

РФ г. Нижний Новгород,

Московский район, МБОУ СОШ № 149

Название проводящей организации

Управление образования администрации

Московского района

Адрес организации

г.Нижний Новгород, ул. Куйбышева, д.29

Телефон организации

241-23- 82

Форма проведения

лагерь труда и отдыха

Цель программы

Организация занятости и отдыха подростков, приобщение их к традициям отечественной и интернациональной культуры через создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностей на основе социально-значимой трудовой, познавательной и творческой деятельности.

Специализация программы

историко-культурологическая

Сроки реализации программы

1 год (лето 2012 года: лагерная смена, 21 день)

Место проведения

МБОУ СОШ № 149

Официальный язык программы

русский

Общее количество участников

42 (в том числе 30 детей)

География участников

Учащиеся 8,10 классов МБОУ СОШ № 149

Условия участия в программе

Заявление родителей, возраст от 15 лет

Условия размещения участников

Помещения МБОУ СОШ № 149: комната актива, каб. № 27, столовая, актовый зал, музей школы, тренажёрный зал, тир.

Краткое содержание программы

Трудовая, проектная, творческая, познавательная деятельность включает в себя четыре тематических блока, ключевыми компетентностями которых являются проявление «я-позиции» подростка в принятии социальных ролей: «я-Созидатель», «я-Россиянин», «я-Землянин», «я-Личность».

История осуществления программы

Лагерь труда и отдыха занял 1 место в районе в 2006 году.

Лагерь труда и отдыха занял 3 место в городском конкурсе «Лучший лагерь» в 2011 году

1. Пояснительная записка

Направленность программы лагеря труда и отдыха «Ростки» МБОУ СОШ №149 историко-культурологическая.

В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в наше время, когда молодежь все больше ориентируется на западные ценности, не всегда соотносящиеся с культурными ценностями русского человека, есть возможность заложить основы такого воспитательного процесса, который должен привести к формированию поколения, переисполненного чувством гордости за ту страну, в которой он живет, свой край, свой город, свою школу, и, в то же время, толерантноотносящегося к культуре других стран.

Особенность программы в повышенном спросе родителей и подростков на организованный труд и отдых. Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.

В то же время данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется комплексный подход к развитию личности ребенка в процессе интеграции в определенный тип культуры, дающий участнику лагерной смены возможность подойти к вопросу осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.

Новизна программы состоит в том, что полученные знания о культурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях, социальных условностях и ритуалах; знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, будут способствовать приобщению к культурным ценностям разных стран и будут воплощены в практической деятельности по созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужит развитию созидательных потребностей детей и способствовать реализации творческих потребностей детей в самовыражении.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Ведь период ранней юности — это период самоопределения (социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое), которое составляет основную задачу юношеского возраста.

Адресность программы. В лагере будет занято30 подростков 8-х, 10-х классов, разбитых на 3 бригады, которые будут заниматься благоустройством территории школы, ремонтными работами в помещении школы, оказывать помощь детскому саду, библиотеке, дому престарелых детскому дому.

Сроки реализации программы. Продолжительность процесса – 1 год (одна лагерная смена — с 1 по 21 июня). Программа реализуется в 4 этапа.

Цель программы:

Организация занятости и отдыха подростков, приобщение их к традициям отечественной и интернациональной культуры через создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностей на основе социально-значимой трудовой, познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря труда и отдыха

Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.

Воспитывать толерантное отношение к другим культурам и друг к другу.

Способствовать социальной адаптации личности подростков через воспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей в самопознании и здоровом образе жизни.

Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

2. Концептуальные основы

В Законе «Об образовании» приоритетным по праву признан «гуманистический характер образования, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами.

Во-первых, это возможность занять ребят общественно-полезным трудом, т.к., в силу психофизиологических особенностей подростков, труд, с одной стороны, даёт выход энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.

Во-вторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры.

В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур перед личностью, входящей в жизнь общечеловеческую, встает проблема сохранения духовных ценностей своей культуры (Н.Я.Данилевский).

В лагере есть все условия для реализации программы: подобран квалифицированный педагогический состав, заключены договора с социальными партнерами и специалистами района и города.

При организации воспитательного процесса мы исходим из того, что позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.

В этом и заключается смысл названия программы «РОСТКИ»-

Развиваем

Ответственность,

Самостоятельность

Трудолюбие,

Креативность,

Инициативность

Одним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность — побуждение, инициирующее целевую активность ребят:

Ради чего организуется действие?

Во имя чего достигается цель?

Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка – это мотивы:

нравственный (благо для другого);

познавательный (хочу знать истину);

эстетический (чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации:

→ самосознание (кто я? Какой я?)

→ самоопределение (чего хочу?)

→ самовыражение (как это сделать?)

→ самоутверждение (могу это!)

→ самореализация (делай так!)

→ саморегуляция (могу изменяться и изменяюсь!)

Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность – один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно:

влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов,

соревнование как стимулирующий фактор,

влияние общественного мнения,

наличие конкретной цели,

наличие перспективы.

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.

Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.

Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.

Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.

Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.

Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.

Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.



3. Содержание программы

Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себя четыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «я-позиции»подросткав принятии социальных ролей: «я-Созидатель», «я-Россиянин», «я-Землянин», «я-Личность».

Ценностный ориентир

Тематические блоки

Эквивалентный символ

Я-позиция

Созидатель

Россиянин

Землянин

Личность

Каждый тематический блок содержит основные направлениядеятельностииориентируетучастников программы на приобщение к общечеловеческимценностямчерез систему трудового, патриотического, культурологического и социально-педагогического воспитания.

Основные направления программы:

1. Трудовое «Я — Созидатель»

Цель:

Воспитание чувства собственной значимости от результатов своего труда.

Задачи:

Создавать условия для реализации творческих замыслов.

Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Формы работы

1. Проектная деятельность

«Все страны в гости к нам» (социальный проект, направленный на благоустройство школьной территории)

« Костюмерная комната для школьного театра моды»

( социальный проект)

«Мы память в сердце сохраним» (социально- педагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея).

«Творим добро своими руками» (социально- педагогический проект, направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых).

2. Трудовая деятельность в профильных бригадах

3. Соревнование между бригадами: игра «РОСТбанккредит»

Предполагаемый результат

Участники программы приобретут практические навыки труда, реализуют свои созидательные потребности через социально-значимую деятельность.

По итогам реализации проектов участники программы и микросоциум получат положительный социальный эффект.

2. Патриотическое «Я — Россиянин»

Цель:

Воспитание патриота – гражданина нашей Родины через приобщение к традициям национальной культуры.

Задачи:

Формировать нравственное отношение и гражданскую позицию к историческому прошлому России, культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

Формы работы

1.Экскурсионная:

Посещение музеев города:

музея Московского района;

историко-архитектурного музея-заповедника;

музея русского быта «Русская изба».

2. Конкурсная программа «Колесо истории»

3. Интеллектуальные игры

«Знай своё Отечество»;

Настольная игра «История России»;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap