Программа курса Учусь писать без ошибок



Программа учебного предмета

«Учусь писать без ошибок»

Пояснительная записка

Программа курса «Учусь писать без ошибок» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

В 4 классе программой по русскому языку формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний: учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них формируются умения и навыки грамотного письма, развивается устная и письменная речь.

Изучение дополнительного часа направлено на расширении школьной программы, что способствует эффективному усвоению материала и развитию орфографической зоркости.

Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении спецкурса у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к языку и речевому творчеству, развивается языковая эрудиция, что значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

Цель дополнительного часа по русскому языку в 4-м классе – заложить прочные основы лингвистических знаний; формировать навыки грамотного, безошибочного письма.

Задачи: развить логическое и абстрактное мышление учеников, зрительную и моторную память, привить ребятам интерес к этой увлекательной науке. Обучающиеся познакомятся с устройством и функционированием родного языка, овладеют умениями выделять и характеризовать языковые единицы (звук, морфема, слово, предложение) с опорой на алгоритмы. Программа курса имеет практическую направленность.

Знания и умения:

различать звуковой и буквенный состав слова;

различать и объяснять орфограммы;

различать, сравнивать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

различать, сравнивать: корень, приставку, суффикс, окончание;

уметь выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.

Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения; использовать разнообразные виды работы с текстом и другими источниками информации.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения — не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается промежуточная аттестация в форме итогового контроля по итогам учебного года по русскому языку за курс 4 класса.

Содержание тем учебного курса

Фонетика.(3 часа)

Повторение изученного на основе фонетического анализа слова

Морфология. (8 часов)

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Спряжение глаголов. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение.

Состав слова (1 час)

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа

Синтаксис (4 часа)

Синтаксический анализ простого предложения. Знаки препинания в сложном предложении

Правописание (формирование грамотного письма) (19 часов)

проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

парные согласные в корне слова;

удвоенные согласные;

непроизносимые согласные;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих;

безударные падежные окончания имён существительных, имён прилагательных;

правописание приставок и предлогов;

орфограммы приставок и суффиксов;

мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

безударные личные окончания глаголов;

правописание наречий и числительных

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны называть:

изученные части речи;

значимые части слова;

различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания(главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

простого двусоставного предложения;

решать практические и учебные задачи:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены

( в простом предложении);

пользоваться словарями;

использовать алфавит при работе со словарем.

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях;

удвоенные согласные;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

не с глаголами;

безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Звуки и буквы.

1

Урок с ЭОР (игра «Прятки»)

2

Фонетика. В мире звуков.

1

Урок с ЭОР (работа с наборным полотном)

3

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

1

4-5

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

2

Урок с ЭОР

5

Непроизносимые согласные

1

Урок с использованием интерактивной доски

6

Удвоенные согласные

1

Урок с использованием интерактивной доски

7-8

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Урок с использованием интерактивной доски

9

Разделительный мягкий и разделительный твёрдый знак

1

Урок с использованием интерактивной доски

10

Написание приставок и предлогов

1

Урок с использованием интерактивной доски

11

Правописание О, Е, Ё после шипящих и ц.

1

Урок с использованием интерактивной доски

12

Мягкий знак после шипящих

1

13

Способы словообразования. Морфемный разбор слова

1

Урок с ЭОР («Тайны слова»)

14

Орфограммы приставок.

1

15

Орфограммы суффиксов.

1

16

Части речи.

1

Урок с ЭОР (демонстрация позволяет обобщать наблюдения, усваивать признаки категорий.)

17

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного

1

Урок с ЭОР (классификатор)

18

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1

Урок с использованием интерактивной доски

19

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного

Урок с ЭОР (классификатор)

20

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

21

Местоимение

Урок с ЭОР (классификатор)

22

Предложение. Синтаксический разбор предложения

23

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок с ЭОР («Секреты знаков препинания»)

24

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола

Урок с ЭОР (классификатор)

25

Правописание не с глаголами.

1

26

Правописание –ться и –тся в глаголах.

1

27-28

Спряжение глаголов.

2

Урок с ЭОР (Интерактивное наборное полотно)

29

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий

1

30

Правописание наречий.

1

Урок с ЭОР (классификатор)

31

Имя числительное. Правописание мягкого знака в именах числительных.

1

32

Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

1

33

Знаки препинания в сложном предложении.

1

34

Знаки препинания в сложном предложении.

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap