Программа курса по выбору для 10-11–х классов Введение в социологию



Российская Федерация

Муниципальное образование

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

город Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

ПРОГРАММА

курса по выбору

для 10-11–х классов

«Введение в социологию»

на 68 часов

Автор:

Прищепенко Нина Анатольевна,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Введение в социологию

10-11 класс

(68 часов)

Программа курса «Введение в социологию» рассчитан на учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук и поддерживает общеобразовательный предмет «Обществознание».

Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию и обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию».

Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 68 часов лекций и практических занятий в том числе.

Содержание курса состоит из 10 разделов. Изучение строится по принципу усложнения материала, сочетании теории и решения практических прикладных задач. В программе отводится много времени на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Цель курса:

способствовать пониманию учащимися сущности процессов,

происходящих в современном обществе, и успешной

социализации личности подрастающего поколения.

Задачи курса:

знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

владеть основами социологического анализа;

развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся;

способствовать усвоению учащимися различных моделей успешного социального поведения, опыта социальных отношений.

Программа

Введение в социологию

10-11 класс

Раздел 1. Социологическое знание (8 ч)

Социология как наука. (1 ч) Объект и предмет социологии. Функции социологии. Структура социологического знания.

Социология в системе наук. (1 ч) Особое место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

История становления и развития социологии. (2 ч) Исследования социальной сферы в античности и эпохе Возрождения. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. О. Конт – родоначальник социологии. Классический период развития социологии. Основные направления социологии в ХХ веке (М.Вебер, П. Сорокин, Т.Парсонс). Современные социологические теории.

Методы социологии. Основы социологического исследования. (3 ч) Как провести социологическое исследование. Программа исследования. Основные шаги в работе социолога. Опрос как метод социологии. Особенности и виды социологического опроса (анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, экспертный опрос). Наблюдение, эксперимент, контент-анализ в социологии.

Исследовательская работа.

Проведение анкетирования по заданной теме. (1 ч)

Раздел 2. Развитие общества (6 ч)

Признаки общества. (1 ч) Понятие общества, его структура. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Признаки общества. Сферы общества, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Типология обществ. (1 ч) Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общественно-экономические формации. Сравнительные характеристики аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. (1 ч) Закон ускорения истории. Закон неравномерности.

Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. (1 ч) Понятия «прогресс» и «регресс». Формы прогресса: реформистский, революционный. Понятие модернизации.

Практическая работа. Признаки и типологии обществ. (1 ч)



Практическая работа. Социальный прогресс и его противоречивость. (1 ч)

Раздел 3. Культура (8 ч)

Что такое культура. (1 ч) Определение понятия «культура». Связь с понятием «цивилизация». Показатели цивилизованности.

Состав культуры. (1 ч) Материальная и духовная культура. Культурное наследие. Культурные универсалии.

Культурные нормы. (1 ч) Привычки, манеры, этикет, традиции, обычаи, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода, ценности.

Формы культуры. (1 ч) Элитарная, массовая и народная культура. Субкультура. Контркультура. Культурное разнообразие.

Культурная динамика. (1 ч) Открытия и изобретения. Селективность культуры. Культурный лаг, культурная трансмиссия.

Практическое занятие. Виды и формы культуры.(1 ч)

Эссе. Элитарная и массовая культура: враги или союзники?(1 ч)

Семинар. Проблемы современной российской культуры. (1 ч)

Раздел 4. Социализация (7 ч)

Что такое социализация. (1 ч) Понятие «социализация». Сущность процесса социализации. Этапы социализации. Связь с понятием «обучение». Феральные люди.

Детство. (1 ч) Его особенности и значение в процессе социализации. Биологические предпосылки детства. Семейные роли родителей и детей.

Юность. (1 ч) Тинэйджеры. Молодежная субкультура. Трудности социализации в период юности, их причины.

Зрелый возраст и старость. (1 ч) Критерии зрелости. Завершение активного периода социализации в старости.

Агенты и виды социализации. (1 ч) Агенты первичной и вторичной социализации и их функции.

Практическая работа. Социализация в моей жизни. (1 ч)

Исследовательская работа. Поведение и образ жизни современных тинэйджеров в России. (1 ч

Раздел 5. Социальный контроль (6 ч)

Что такое социальный контроль. (1ч.)

Понятия «социальный контроль», «социальные нормы», «санкции». Социальные предписания.

Социальные нормы и социальные функции. (1 ч) Классификация социальных норм. Виды санкций. Функции социального контроля.

Формы социального контроля. (1 ч) Внутренний и внешний контроль. Формальный, неформальный. Общественное мнение.

Нежелательные формы общественного поведения. (1 ч) Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Преступность (профессиональная, организованная).

Исследовательская работа. Девиантное поведение вокруг меня. (1 ч)

Семинар. Причины роста подростковой преступности в современной России. (1 ч)

Раздел 6. Социальная структура (5 ч)

Общественное разделение труда. (1 ч) Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Социальная структура – анатомический скелет общества. Специализация и кооперация труда – суть общественного разделения труда.

Статус. (1 ч) Понятие статус и его виды: личный и социальный, приписываемый и достигаемый, главный, смешанный.

Элементы статуса. (1 ч) Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы.

Практическое занятие. Мой статусный набор. (1 ч)

Практическое занятие. Статус анализ сказки. (1 ч)

Раздел 7. Социальная стратификация (5 ч)



Слагаемые стратификации. (1 ч) Определение «стратификация». Критерии стратификации. Закрытые и открытые общества.

Исторические типы стратификации. (1 ч) Рабство. Касты. Сословия. Классы. Стратификация смешанного типа.

Стратификация российского общества. (2 ч) Сословная структура дореволюционной России. Стратификация советского общества. Своеобразие российской стратификации. Стратификация постсоциалистической России.

Практическое занятие. Классовая принадлежность и образ жизни людей. (1 ч)

Раздел 8. Социальные институты. (3 ч)

Сущность социальных институтов. (1 ч) Понятие «социальный институт». Элементы социального института. Институт как социальная организация.

Типология социальных институтов. (1 ч) Характеристики основных социальных институтов: семьи и брака, политических, экономических институтов, образования, религии.

Функции институтов. (1 ч) Удовлетворение важнейших потребностей общества. Социализация людей. Специфические функции. Дисфункции. Явные и латентные функции и дисфункции. Социальная инфраструктура.

Раздел 9. Социальная мобильность (7 ч)

Классификация мобильности. (1 ч) Понятие «социальная мобильность». Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность. Вертикальная, горизонтальная мобильность. Групповая и индивидуальная мобильность. Структурная мобильность.

Каналы вертикальной мобильности. (1 ч) Армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.

Обнищание. Маргинализация. (1 ч) Люмпенизация. Пауперизация. Деклассирование. Качество и уровень жизни. Субкультура бедности. Социология труда. Маргиналы.

Миграция. (2 ч) Понятие «миграции». Виды миграции: эмиграция, иммиграция. Причины миграции. Миграционная карта современной России. Беженцы. Причины взрыва преступности. Конституционные основы социальной политики РФ.

Практическое занятие. Социальная мобильность в истории. (1 ч)

Исследовательская работа. Миграционные процессы в истории (возникновение казачества). (1 ч)

Раздел 10. Человек в социальной группе (11 ч)

Что такое социальная группа. Малая группа. (1 ч) Понятие социальной группы и ее признаки. Классификация групп. Малые, большие, первичные, вторичные группы. Признаки малой группы. Диада и триада.

Семья. (2 ч) Семья и брак как социальные институты. Жизненный цикл семьи. Функции семьи. Классификация семьи. Распределение ролей в семье. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.

Практическое занятие. Жизненный цикл семьи. (1 ч)

Семинар. Почему возникают семейные конфликты? Мотивы, причины и последствия развода. (1 ч)

Социальные роли. (1 ч) Понятие о социальной роли. Содержание роли. Ролевые ожидания. Формы выражения роли. Ролевой конфликт.

Практическое занятие. Ролевой набор в семье. (1 ч)

Этнос: нация, народность, племя. (1 ч) Исторические типы этноса: племя, народность, нация. Признаки этноса. Признаки нации. Ментальные особенности этноса.

Межнациональные отношения. (1 ч) Межнациональные отношения (толерантность и национальная нетерпимость). Межнациональное сотрудничество и конфликты. Этноцентризм и культурный плюрализм. Причины и пути решения межэтнических конфликтов. Расовая и национальная нетерпимость.

Исследовательская работа. (2 ч)

Семинар. Проблемы межэтнического взаимодействия в Пыть-Яхе и пути их решения. (1 ч)

Итоговое повторение и обобщение. (4 ч)

Исследовательская работа.

Конференция учащихся – защита рефератов по заданным темам.

(2 ч) Зачет. (2 ч)

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы курса «Введение в социологию» учащиеся получают возможность:

Знать \ понимать:

— социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

— основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;

— закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;

— различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

— особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.

Уметь:

— характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);

— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

— объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

— участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

— формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

— применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ.

При изучении курса целесообразно будет применять такие методы работы, как лекция, практические и семинарские занятия, исследовательские работы учащихся. Формами контроля могут стать защита рефератов, тематические зачеты по курсу и конференция учащихся с презентацией результатов познавательной и исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Кравченко А.И.. Введение в социологию. М: Просвещение, 2001.

Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов — на – Дону: Феникс, 2004.

Краткий словарь по социологии. М: Просвещение, 1999.

Печчеи А. Человеческие качества. М: Просвещение, 1998.

Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества.// Социологические исследования. №3 -2004.

Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 1999.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 1998.

Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 1995.

Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 1999.

Тематический план

п/п

Разделы темы

Кол-во часов

В том числе

Теоретическая часть

Практическая часть

Исследовательская деятельность

Тема № 1.

Социологическое знание.

8

7



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap