Программа курса Хореография Театр Моды Силуэт



1п. Пояснительная записка

Данная программа курса предназначена для занятий хореографией в Театре Моды «Силуэт». Программа рассчитана на обучение в течение 3 лет.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Программа по хореографии для театра моды «Силуэт» составлена на основе авторской программы Образцового театра моды «Стиль» МОУ ДОД ДДК «Дегтяревец» (авторы программы: Филиппова И.А., Холина А.А.), которая составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, указанными в «Приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 — 1844».

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Данная программа актуальна в связи с тем, что модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения.

Новизна программы заключается в том, что тематика обучения педагогом разработана самостоятельно с учетом использования народных, образных и современных композиций (танцев) в репертуаре театра моды «Силуэт».

В программе шире используются словесные методы обучения, нехарактерные для данного направления: беседа, объяснения, анализ.

В отличие от типовых данная программа направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.

Цель программы:

— раскрыть перед обучаемыми социальную роль хореографического искусства; сформировать у них устойчивую систематическую потребность в саморазвитии и самосовершенствовании в процессе общения со сверстниками, а также тягу к искусству и истории.

Задачи программы:

— формировать устойчивый интерес к хореографическому искусству;

— развивать способность мыслить, сочинять, создавать оригинальные хореографические композиции в процессе коллективной работы с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;

— развивать образное восприятие окружающего мира и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

— воспитывать такие нравственные качества личности, как: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, терпение, великодушие, милосердие, доброта, чуткость, сопереживание и т.д.

2 п. Основные направления и содержание деятельности

Программный материал дает возможность осваивать сюжетно-тематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку – классическую, современную, народную. В процессе проучивания композиций (танцев – постановочной работы) занимающиеся приучаются к сотрудничеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы занимающиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения.

Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народного и современного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над композициями (танцами). Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений и навыков.

На каждом этапе обучения изучаются материалы по основным разделам:

— азбука музыкального движения;

— рисунок танца;

— формы обучения;

— тренировочные упражнения классического танца;

— хореографические композиции (танцы) + дефиле.

Азбука музыкального движения — этот раздел включает в себя знакомство с музыкальными размерами, темпом, контрастом. Прослушивание, прохлопывание и ритмические движения под музыку.

Рисунок танца – раздел знакомит занимающихся с рисунками (перестроениями), которые могут быть в танце (композиции), развивает умение переходить из одного рисунка в другой.

Формы обучения – в этом разделе изучаются позиции ног и положения рук, поклон и разминка (партерная гимнастика).

Тренировочные упражнения классического танца – вводятся элементы классического танца. Построенные по степени усложнения упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы рук, ног, спины, способствуют развитию координации движений.

Постановка композиций (танцев) + дефиле применение полученных навыков и умений в действие, работа над образами, изучение движений для композиций (танцев), красота и правильность показа костюмов на подиуме.

Движение – это жизнь. Гибкость тела и правильная осанка – это здоровье. Образное видение – путь к творчеству. Музыка, фантазия, воображение и творчество помогают найти нужный двигательный образ.

Занимающиеся во время обучения должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

3 п. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.1 – ый год обучения: 11 лет, 2 – ой год обучения: 12 – 13 лет, 3 – ий год обучения: 14 – 15 лет.

Занятия 1 – го года обучения проводятся 1 раза в неделю (2 часа), в группе 15 детей; занятия 2 – го года обучения проводятся 1 раза в неделю (2 часа), в группе 12 человек; занятия 3 – го года обучения проводятся 1 раза в неделю (2 часа), в группе 8 человек, что обусловлено выделенными часами на дополнительное образование в школе.

Дифференцированный подход в обучении детей, личностно-ориентированный подход в работе с детьми.

Количество детей в группах:

— 1 год – не менее 15 человек;

— 2 год – не менее 12 человек;

— 3 год – не менее 8 человек

Музыкальное сопровождение: фонограммы (аудио, СD, DVD, MP3)

Видеокассеты с конкурсов «Золотая игла» г. Москва.

Наличие станков и зеркал

Материальная база: костюмы, обувь, аксессуары.

Тип программы – спиралевидный. Изучая материал каждый год по основным разделам: — азбука музыкального движения; — рисунок танца; — формы обучения; — тренировочные упражнения классического танца; — хореографические композиции + дефиле, занимающиеся закрепляют пройденный ранее материал из данных разделов. И изучают новый материал из этих же разделов, пополняя, тем самым, свои знания.

Возраст детей, на которых рассчитана программа –11-15лет.

4 п. Механизмы оценки получаемых результатов

Участие в конкурсах, показах, мероприятиях МОУ СОШ №15.

Участие в областном Фестивале молодежной моды «Театр+мода» в рамках г. Владимира.

Участие в региональном конкурсе Театров моды «Мир молодых», г. Шуя.

Участие в Российском конкурсе Театров моды «Образ», г. Иваново.

Участие в эко-фестивале «Лазурь», г. Ковров.

Участие в международном экологическом фестивале «Зеленая планета».

Проведение анализов и обсуждение работы обучающихся на занятиях в течение года.

Обмен опытом работы с другими театрами Мод города, области, государства (России).

5 п. Прогнозируемые результаты

Формирование постоянного состава коллектива.

Многостороннее развитие личности на занятиях:

Знать основные элементы танцевальных техник;

Умение правильно слышать музыку;

Уметь представлять движения в воображении и мыслить образами.

Вырабатывание потребностей в участии творческого процесса в группе (коллективе):

— сотворчество (сочинение новых, необычных движений, комбинаций, композиций)

Приобретение и развитие практического опыта в работе; совершенствование умений и навыков занимающихся:

— сформировать правильную осанку;

— владеть всеми частями тела;

— снять мышечные и психологические комплексы «зажатости»;

— импровизировать на основе музыки;

— быть готовым работать в Театре Моды и на подиуме;

— демонстрировать одежду разного ассортимента.

Занятия по хореографии развивают у занимающихся музыкальность, пластичность, этику и художественную эстетику, которые необходимы для освоения такого трудного искусства, как танец.

Учебный процесс протекает в коллективе и носит массовый характер. Занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. Занимающийся имеет возможность раскрыть свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности.

После первого года обучения воспитанники:

— должны освоить понятия музыкальный размер, темп, контраст;

— должны знать элементарные рисунки танца: построение в шахматном порядке, линия, колонна, круг, змейка (зигзаг);

— должны изучить основные позиции ног, положения рук, ритмическую гимнастику по кругу, поклон по первой позиции;

— должны овладеть начальными практическими навыками тренировочных упражнений классического танца (экзерсис у станка);

— должны уметь выполнять элементарные движения народного, образного и современного танца, а также знать линейные проходки (дефиле).

Во второй год обучения дети должны усвоить:

— азбуку музыкального движения: прослушивание, прохлопывание, ритмический шаг с хлопками; понятие темпа, контраста; примеряя мелодий и отличие их друг от друга;

— должны овладеть новыми рисунками танца: построение по диагоналям, «звездочка», «до-за-до», «ручеек»;

— должны усвоить новые позиции ног и положение рук, ритмическую гимнастику на полу – партер, поклон по 3 позиции;

— должны овладеть практическими навыками тренировочных упражнений классического танца второго года обучения;

— должны уметь выполнять движения народного, образного и современного танца более высокого уровня сложности и под более быстрый темп, а также знать диагональные проходки (дефиле).

В конце третьего года обучения учащиеся:

— должны ориентироваться в понятиях: музыкальный размер, темп, контраст; динамические оттенки в музыке: форте, пиано, крещендо, диминуэндо, синкопированные и несинкопированные ритмы;

— должны овладеть новыми рисунками танца: «восьмерки», «петельки», «воротца», «шены» и уметь использовать их в своих творческих хореографических композициях;

— должны знать все позиции ног, положения рук, поклон по пятой позиции, ритмическую гимнастику сложности третьего года обучения;

— должны овладеть практическими навыками всех тренировочных упражнений классического танца (от Demi-plie до Grand battement jete по всем позициям);

— должны выполнять и использовать в постановке своих хореографических композиций более сложные движения народного, образного и современного танца.

6 п. Тематическое планирование

Первый год обучения

Процесс обучения танцу пробуждает в человеке художественное начало, делает человека активной творческой натурой. Осваивает лексику танца, занимающийся непросто пассивно воспринимает красивое, он, преодолевая определенные трудности, проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы красота стала ему доступна.

Музыка – вот основа каждого танца. Первый год обучения занимающийся учится слушать, понимать мелодию, ее характер. Педагог же учит занимающегося легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, хореографии и модели (костюма) в единое целое.

6 п. Тематическое планирование: 2 ч./н.

Тема занятий

Теория час

Практика час

Всего

час

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу.

1

1

2

Из истории танца

1

1

3

Азбука музыкального движения

1

1

2

4

Рисунок танца

1

1

2

5

Формы обучения

2

3

5

6

Тренировочные упражнения классического танца

2

4

6

7

Постановка композиций (танцев) +дефиле

7

48

55



Всего:

15

57

72

7 п. Содержательная часть

1. Из истории танца:

Возникновение танца как обрядового, историко-бытового, народного, классического:

— Рождение искусства танца.

— Танец в Древних цивилизациях (Египет, Индия, Китай и т. д.)

— Танец в Древней Греции и Древнем Риме.

— Развитие танца в средние века и эпоху Возрождения.

— Танцевальное искусство Западной Европы XVII-XVIII вв.

— Танцевальное искусство Западной Европы XIX века.

— Танцевальное искусство XX века.

— Истоки русского танцевального искусства.

— Танцевальное искусство в России XVII-XVIII вв.

— Развитие русского танцевального искусства XIX века.

— Танцевальное искусство России XX век.

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

2. Азбука музыкального движения:

Понятие размера. Музыкальные размеры: 2/4, 4/4:

а) прослушивание;

б) прохлопывание;

в) ритмический шаг с хлопками.

Понятие темпа.

Темп: а) быстро, б) медленно, в) умеренно. Контрастная музыка: быстрая — медленная; веселая — грустная. Примеры мелодий.

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы работы: объяснительный, проблемный.

3. Рисунок танца:

Разнообразные рисунки танца:

— построение в шахматном порядке;

— линия, колонна;

— круг (лицом в круг, лицом из круга, правым плечом по линии круга, левым плечом по линии круга);

— по кругу в паре;

— зигзаг (змейка).

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.



4. Формы обучения

а) I. позиции ног – первая, вторая, третья (правая нога впереди, левая нога впереди), шестая.

II. положения рук – подготовительная, первая, вторая, на поясе, на кулаках.

III. положения корпуса – перегибы корпуса вправо, влево, вперед и назад.

б) поклон – ноги – первая позиция, руки на талии.

в) разминка – ритмическая гимнастика.

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы работы: объяснительный, проблемный.

5. Тренировочные упражнения классического танца:

Лицом к станку:

а) Деми-плие – Demi-plie (полуприсидание) – по I, II, III, VI позициям.

б) Релеве – Releve (поднимание на полупальцы) – по I, III, VI позициям.

в) Баттман тандю – Battement tendu (выдвижение ноги на носок) – I, III позиция.

Формы организации деятельности: групповые, индивидуальные, коллективные.

Методы работы: объяснительный, проблемный.

6. Постановка композиции (танцев) + дефиле:

а) народная композиция (танец):

— построена на характерных русских движениях:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap