Программа курса Я гражданин



Пояснительная записка к курсу «Я – гражданин»

Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин ” составлена в соответствии с гл.3,п.19.3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы внеурочной деятельности и основной образовательной программы образовательного учреждения с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в формировании социальной культуры современного человека, которая включает в себя:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия (согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения).

Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. программа курса «Я – гражданин» имеет гражданско – патриотическую, социально

педагогическую и воспитательную направленность. В основе программы лежит идея сочетания аспектов культуры гражданина – нравственной, правовой, политической. В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как об основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России. Приоритетным направлением является воспитание патриотов Родины, граждан правового демократического государства.

Программа «Я – гражданин » разработана для учащихся 6,6-10 лет, рассчитана на 4 года обучения и реализуется в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране через возрождение интереса к национально-культурным традициям народа на основе глубокого изучения и приобщения к нему своих воспитанников.

Задачи:

Нравственное развитие ребенка. Знания о нравственно-правовых категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности.

Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества.

Воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека, укрепление связи между поколениями, воспитание любви к родному дому, краю, Отечеству.

Развитие гражданско-правового образования, индивидуально-личностного развития школьников.

Развивать чувство принадлежности к русскому народу и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие народных промыслов, заботу о родной природе.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6,6-10 лет.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа курса состоит из направлений:

1- 2 классы: « Я и моя семья» семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению.

«Я – часть общества»- воспитание толерантности, разумного альтруизма, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;

развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

« Я и моя Родина»- знакомство с символами Российской Федерации;

формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;

« Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.

3-4 классы: «Я и моё Отечество» — Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах), наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах) государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное собрание). Государственные символы (герб, гимн, флаг).Я – моя страна – мой мир;

«Я и история» — история родного края, Москвы, Санкт- Петербурга, герои России (Дмитрий Донской, Александр Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов) Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Освоение космического пространства.

«Я и мир» Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Виды деятельности:

предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая.

Формы:

Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми.

Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:

— ролевая игра;

— рефлексивный круг с учащимся;

— психологический тренинг;

— практикум;

— создание проблемных ситуаций;

— драматизация;

— тестирование.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 172 часов: 70 часов в 1-2 классе и 72 часов в 3-4 классе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

— осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

— осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

— уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

— способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

— способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

— освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

— способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

— способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

— совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

— приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

— совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

— усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

— владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

— владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

— овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

— знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

— умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Календарно – тематическое планирование в 1 классе

занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Я — ученик!

Тренинг

1

3.09

2

Мои права и обязанности

Час общения

1

10.09

3

Я в школе, я – дома, я – среди людей

Ролевая игра

1

17.09

4

Композиции из природных материалов «Осенние фантазии»

Конкурс

1



24.09

5

Моя страна. Гордость моей страны

Беседа

1

1.10

6

Москва – столица Родины

Заочное путешествие

1

8.10

7

Символы государства

Беседа

1

15.10

8

Моя малая родина – город Кимовск

Беседа

1

22.10

9

Достояние земли Тульской

Просмотр презентации

1

29.10

10-11

Правила дорожные знать каждому положено

Викторина , просмотр презентации

2

12.11

19.11

12

Если хочешь быть здоров!

Беседа

1

26.11

13

Дочки — матери

Конкурсная программа ко Дню матери

1

3.12

14

Семейные праздники

Сюжетно – ролевая игра

1

10.12

15

Что значит быть хорошим сыном и дочерью

Беседа

1

17.12

16

Каков я в школе

Анкетирование

1

24.12

17

Мы такие разные! Общие права для всех. Наши обязанности

Сюжетно – ролевая игра

1

14.01

18

Традиции моей семьи

Час общения

1

21.01

19

Вежливая улица

Викторина

1

28.01

20

Животные Красной книги

Просмотр видеофильма

1

4.02

21

Доброта в стихах и сказках

Инсценирование отрывков

1

11.02

22

Давайте жить дружно!

Беседа по правилам поведения в школе

1

18.02

23

Как мы разрешаем конфликты

Анкетирование

1

25.02

24

Мамы разные нужны, мамы разные важны

Беседа

1

4.03

25

Как мы разрешаем конфликты

Сюжетно – ролевая игра



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap