Программа курса биологии для одаренных детей



Программа курса биологии для одарённых детей

Пояснительная записка

   Программа  предназначена  для подготовки одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике. Изучение программы проводится в течение года (1 час в неделю), в её содержание включены основы различных областей биологии. Программу отличает целостность, главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразие жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в развитии биологической и социальной культуры человека. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.

   Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников.

На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрено использование ИКТ и изучение дополнительной информации из различных научных источников.

    Цель программы:   обеспечение учащихся углубленными знаниями по биологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения; формирование интереса и мотивации к изучению биологии; развитие познавательных и исследовательских способностей.

  Задачи: 

1. Углубить знания по темам: Биологии растений и животных; Человек и его здоровьё; Общая биология; Экология.

 2. Закрепить навыки решения задач по общей биологии;

3. Закрепление и развитие системы биологических понятий, законов и закономерностей;

4. Развитие культуры исследовательской деятельности;

5. Формирование навыков практической деятельности и профориентации школьников;

6.  Подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям.

В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:

—         особенности жизни как формы существования материи;

—         роль физических и химических процессов в живых системах;

—         фундаментальные понятия  о биологических системах;

—         сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

—         основные теории биологии;

—         соотношения социального и биологического в эволюции человека;

—         основные области применения биологических знаний в практике

уметь:

—         пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;

—         давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

—         работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты;

—         решать генетические задачи;

—         работать с учебной и научной литературой, составлять планы, проекты, рефераты;

—         владеть языком предмета.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Домашнее задание

РАЗДЕЛ 1: Биология животных и растений. 13 ЧАСОВ

1

Отличительные особенности строения клеток разных царств живой природы.

Строение органоидов клетки.

Решение тестов

2

Пластический и энергетический обмен в клетке.

Решение тестов

3

Фотосинтез, его роль для нашей планеты.

4

Способы деления клеток: митоз, мейоз.

Отличительные особенности митоза и мейоза

5

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян.

Овогенез, сперматогенез

6

Основные этапы развития растительного мира

Растительные сообщества нашей местности

7

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Отрицательная и положительная роль бактерий

8

Грибы. Лишайники.

Симбиоз

9

Классификация растений и животных

Решение тестов

10

Эволюция систем органов у животных: кровеносной, дыхательной.

Решение тестов

11

Эволюция систем органов у животных: пищеварительной, нервной.

Решение тестов

12

Эволюция систем органов у животных: половой,

опорно-двигательной.

Решение тестов

13

Животные – обитатели нашей местности. Охрана растительного и животного мира.

Охраняемые территории ХМАО

РАЗДЕЛ 2: Человек и его здоровье. 10 часов

1

Строение и функции нервной системы: спинной и головной мозг.

Регуляция работы организма

2

Эндокринная система: железы внутренней секреции.

Решение тестов

3

Опора и движение. Строение скелета.

Решение тестов

4

Кровеносная и дыхательная системы органов, их взаимосвязь.

Решение тестов

5

Кровь и кровообращение. Иммунитет.

СПИД – сущность заболевания

6

Кожа. Строение, функции, гигиена

Кожные заболевания

7

Строение пищеварительной и выделительной систем.

Нормы питания. Рациональное питание

8

Органы чувств. Высшая нервная деятельность человека.

Рефлексы условные и безусловные

9

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим – искусственное дыхание, ПП при кровотечениях и переломах.

Решение тестов

10

Инфекционные заболевания, венерологические заболевания. Профилактика, лечение

Решение тестов

РАЗДЕЛ 3: Общая биология. Экология. 12 часов

1

Эволюционные учения. Дарвинизм.

Додарвиновский период.

2

Главные направления эволюции.

Теории происхождения жизни на Земле.

3

Происхождение и развитие человека.

Решение тестов

4,5

Основные генетические понятия и методы генетики.

Законы генетики: первый, второй и третий законы Менделя.

Составление родословной

Генетическая символика

6,7



Решение генетических задач повышенной сложности на моно- ди- и полигибридное скрещивание.

Решение генетических задач

8

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Решение генетических задач

9

Селекция растений и животных.

Биотехнология

10

Экология, её взаимосвязь с другими науками. Значение экологических знаний на современном этапе.

Экологические факторы среды. Приспособления организмов к условиям среды.

Глобальные экологические проблемы

Закон оптимума, его универсальность.

11

Популяция. Вид. Биогеоценоз. Взаимосвязь организмов в природе.

Биосфера, распределение жизни в биосфере. Круговорот веществ в природе.

Решение тестов

Влияние человека на биосферу.

12

Решение тестов по общей биологии.

Защита проектов-презентаций.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23

с углублением изучением иностранных языков.

Программа курса биологии

для одарённых детей

Ведет курс: учитель биологии и химии

Парахина Ольга Валентиновна

г. Нижневартовск, 2011








sitemap
sitemap