Программа кружка_23138



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Красноармейский район

Краснодарский край

Утверждено решением педагогического совета

Протокол № 2 от 31.08.2012

Директор МБОУ СОШ №5

____________________ И.В.Беляева

Программа кружка

«Волшебный крючок»

(вязание крючком)

для начальной школы.

Тип программы: прикладная.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Автор программы:

Исаченко Наталья Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

Красноармейского района

Краснодарского края

п. Октябрьский

2012 год

Программа кружка для начальной школы

«Волшебный крючок» (вязание крючком)

I. Пояснительная записка

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.

Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том. Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.

В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.

Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры. Но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных элементов

( воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных аксессуаров.

Курс обучения вязания крючком планируется на 2 учебных года с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 2 – 4 классов два раза в неделю. Практика показывает, что этот возраст наиболее подходит для овладения техникой вязания в силу и физических способностей, и из-за слабо развитой моторики мелких мышц пальцев рук.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы вязания крючком и их условные обозначения. На втором году дети осваивают более сложные в технике исполнения изделия.

В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов вязания, так и при подведении итогов работы. Учащимся даются рекомендации по работе с интернет ресурсами при отборе материалов, фасонов, узоров вязания. Дети вовлекаются в работу с ИКТ при отчете о своей деятельности.

При обучении данному курсу внедряется проектная деятельность учащихся. Проект это слияние теории и практики, он заключает в себя постановку задачи и её практическое выполнение. Проекты в курсе вязания стимулируют интересы детей, формируют познавательную активность, учат коммуникативности через групповую и парную деятельность. В ходе реализации проектов учащиеся применяют ИКТ.

В конце каждого учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы

В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.

При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой вязания.

II Цель программы

Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком.

Задачи программы

Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.

Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.

Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.

Развитие координации движений, ловкости, глазомера.

Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно- логической).

Обогащение фантазии и воображения.

Воспитание коммуникативной культуры учеников

Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях, ремеслах Кубани.

Участие детей в школьных, районных, краевых выставках, конкурсах, фестивалях.

III Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить любой кабинет начальной школы. Он должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся. В помещении должен находиться стол руководителя, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показов приемов вязания, журналы и книги по вязанию.

Материалы и инструменты

Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.

IV Структура проведения занятий

Общая организационная часть.

Проверка домашнего задания.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов вязания.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.

Нельзя делать резких движений рукой с крючком.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.

Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.

По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убирать вместе с неоконченной работой.

V Содержание программы

1 год обучения — 68 часов

№п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

2

Знакомство с видами крючков и ниток. Изучение правил техники безопасности.

2

Знакомимся с узорами вязания

11

Обучение учащихся основным приемам вязания: воздушная петля, полустолбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами. Отработка выполнения изученных узоров.

3

Осваиваем технику вязания

11

Выполнение учащимися простых изделий, помогающих освоить технику вязания крючком: круга, квадрата, шестиугольника, треугольника.

4

Вяжем для дома

34

Изготовление кружковцами изделий для дома и кухни: прихваток «Цветок», «Сердце»,

диванных подушек «Солнышко» и «Божья коровка»,кухонно – настенного панно, грелки на чайник, подставки под горячее.

5

Подарки для друзей и близких

10

Выполнение учащимися карандашницы, комнатных тапочек, накидки на стул.

Итого

68

2 год обучения 68 часов

№п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

4

Повторение о видах крючков и ниток. Закрепление правил техники безопасности. Изучение видов вязания: филейное, тунисское.

2

Ажурное вязание

14

Освоение учащимися техники ажурного вязания. Изготовление простых ажурных изделий.

3

Игрушки — сувениры

10

Выполнение детьми игрушек – сувениров.

4

Модные вещицы

28

Изготовление учащимися шарфа, шапки, пинеток, летней шапочки, сумки.

5

Украшаем интерьер

12

Выполнение детьми панно и салфеток для украшения своей комнаты, квартиры, дома.

Итого:

68

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

О роли трудовой деятельности в жизни человека .

О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека

Назначение, сферы применения, основные свойства материалов ( ниток, текстиля, пряжи)

Назначение и применение инструментов ( крючки, ножницы, иглы)

Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.

Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.

Уметь:

Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.

Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.

Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.

Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.

Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.

Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.

Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

Учебнометодический план

1 год обучения 68 часов

№п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теоретич

занятия

Практич

занятия

Выездные

мероприятия,

встречи, выставки

Введение

2

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виды ниток и крючков.

1

2



Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы.

1

Знакомимся с узорами вязания

11

1

Знакомства с основным узором вязания – воздушными петлями.

1

2

Выполнение воздушных петель.

1

3

Обработка выполнения воздушных петель

1

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap