Программа кружка Весёлый этикет



Весёлый этикет

Курс по развитию коммуникативных способностей ребёнка

Программа

Составитель: учитель начальных классов Н.В.Барташевич

Цель: Формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.

Задачами курса является:

повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);

освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;

обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;

создание эмоционального тонуса для содействия коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.

Виды и формы обучения.

Основной единицей учебной работы является практическое занятие. Предлагается следующий баланс времени на освоении материала: 20 — 30% времени затрачивается на освоение теоретического материала; 80 — 70% времени используется для выполнения практических заданий. Для формирования практических навыков и умений введена система обучающих игр (имитационных, поисковых, исследовательских).

Формы контроля. Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестовых методик: тестов с использованием техники множественного выбора, открытых тестовых заданий, заданий на установления соответствия, правильной последовательности и т.д.

Требования к уровню освоения содержания курса

Владение умениями организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения, а также правилами речевого этикета.

Умение осуществлять речевое общение в письменной и устной форме.

Владение умениями трансформировать вербально (словесно) и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей, осуществлять переход от одного типа речевого высказывания к другому (от описания к повествованию и рассуждению т.д.).

Структура программы:

Программа курса «Весёлый этикет» включает в себя 6 разделов, направленных на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы как деликатность, доброта, внимание к окружающим.

Первый раздел «Введение в этику»

направлен на развитие самооценки. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная); вдохновляет человека на успех, и чем раньше он его обретает, тем раньше у него выявляется самоуважение. Самооценка неразрывно связана с самовосприятием – личностным определением образа «я»:

— наличное «я» (каким я себя воспринимаю);

-желаемое «я» (каким бы я хотел стать);

-представляемое «я» (каким меня видят другие).

Самовосприятие осуществляется через:

-восприятие своего внешнего вида;

-восприятие собственных норм и ценностей;

-результаты собственной деятельности;

-соотнесение себя с другими;

— восприятие себя окружающими.

Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.

Второй раздел «Волшебные слова»

связан со знакомством младших школьников с культурой общения. Культура общения людей основана на наблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям.

Поэтому важно познакомить детей с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов).

Третий раздел «Школа – твой дом»

направлен на знакомство детей младшего школьного возраста с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, театр, картинная галерея). Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимает одно из важных мест в этикете. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – здоровыми. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры взаимоотношений. Важно, чтобы каждый младший школьник стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения.

Четвертый раздел «Мы в гостях. У нас гости».

Люди ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения и т.д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Эти встречи позволяют выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность – потребность в общении. Свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает большое место в жизни людей.

Пятый раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения)

направлен на постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются младшими школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакт с окружающими.

Шестой раздел «Твоя общительность»

призван помочь младшим школьникам на практике отработать правила этического поведения. Предлагаемые занятия предусматривают моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение способами общения с людьми.

Количество часов в год: 68 ч.

Количество часов в неделю: 2 ч.

Тема

Дата проведения

1

1 раздел Введение в этику 8 ч.

Давайте познакомимся.

2

Культура речи. По речи узнают человека.

3

Деловой человек.

4

О вежливости. Вежливость необходима каждому.

5

Умение вежливо слушать.

6

Разрешите мне сказать.

7

Устное и письменно общение.

8

Жесты, мимика, интонация в устной речи.

2 раздел Волшебные слова 12 ч.

1

Такое простое слово «Здравствуйте».

2

«Здравствуйте!..» Как это бывает в разных странах.

3

«До свидания»

4

Знакомство. Ситуация знакомства.

5

«Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».

6- 7

Извините, спасибо, пожалуйста.

8

Прощание и приветствие

9

Об уступчивости. Вежливая просьба.

10

Этикетный диалог

11

Не ссориться и не обижать друг друга

12

Разговор по телефону

11

Нормативные словари

12

Изучающее чтение

3 раздел «Школа – твой дом» 13 ч.

1

Поведение в школе.

2

Поведение в магазине

3

Общение в быту

4

Правила поведения в столовой, в гардеробе

5

На перемене

6

В общественном транспорте

7

В кино, театре

8

В картинной галерее

9

В детской библиотеке

10

Поведение в кафе

11

Твоя общительность

12

Оцени свою общительность

13

Общение в официальной обстановке (музей)

4 раздел «Мы в гостях. У нас гости» 6 ч.

1

У тебя в гостях Маленький принц.

2

Прощание с гостем

3

Прощание с близким перед отъездом

4

Игра в гости (театрализация).

5

У нас сегодня праздник.

6

У тебя в гостях подруга.

5 раздел «Речь правильная и неправильная» (Культура речевого общения) 6 ч.

1

Речь разговорная

2

Культура речи в речевои этикете

3

Сказочные истории

4

Считалки. Сочиним считалку

5

Речевая ситуация

6

Речь правильная и неправильная

7

Типы заголовков. Вывески

8

Сочиняем стихи

9

Речевые жанры

10

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

11

Разговор с незнакомым человеком на улице.

12

Диалогические и монологические тексты

13

Повествование. Описание. Рассуждение.

14

Определение типа текста.

15

Речь учебно-научная

16

Рассуждение с целью объяснения

17

Игра «Объяснялки»

18

Сравнительное описание

19

Речевые задачи

20

Разговор в быту

21

Газетный стиль. Особенности газет. Чтение газет

22

Письмо личное

23

Участие к человеку. Утешение. У постели больного

24

Нарушение норм говорящего (пишущего).

Коммуникативные промахи, неудачи

25

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь эпитетов.

26

Пожелания и поздравления

6 раздел «Твоя общительность» 3 ч.

1

Разговор о животных и с животными

2

Россыпи народной мудрости.

3

Обобщение по курсу. Праздник «Весело шагать»



Результаты реализации программы.

Вывод: после прохождения учебного курса «Весёлый этикет» младшие школьники должны:

1.Уметь оценивать себя адекватно.

2.Знать и применять на практике нормы и правила поведения и общения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap