Программа кружка Умелые руки



Программа кружка «Умелые руки»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Умелые руки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации 3-х годичной длительной подготовки.

Образовательная программа «Умелые руки» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые руки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-освоение навыков экологически грамотного поведения во время

сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые руки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные- лекции, беседы, викторины;

-наглядные- просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий ;

-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Программа рассчитана на три года обучения и предполагает поэтапное освоение её содержания. Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи — содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.

Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.

Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения.

Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения.

Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 6-10 лет.

Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это- кожа, мех, перья птиц, пух, опилки…

«Поделки из бисера» — эти изделия требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.

В разделе «Поделки из ненужных вещей» кружковцы знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, капсулы «киндер – сюрпризов» поролон, пенопласт, которые вполне могут заменять всем знакомые бумагу, ткань, природные материалы.

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.

«Работа с тканью» в этом разделе кружковцы знакомятся с разновидностями нитей и тканей, их переплетениями и свойствами, приобретают навыки шитья, работы с ножницами, иглой, наперстком.

Необходимые условия для её реализации.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Цели и задачи.

воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;

развивать образное и пространственное мышление, развивать кисти рук и глазомер;

научить ребенка технологическим операциям.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов. Итоговые занятия и тестирования.

Учебно-тематический план. (1 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой.

24

8

16

3.

Работа с тканью.

24

7

17

4.

Поделки из ненужных вещей.

40

16

26

5.

Поделки из природных материалов

растительного происхождения

32

14

18

6.

Экскурсии.

6

4

2

7

Индивидуальные занятия

8

3

5

8/

Итоговое занятие.

8

4

4

Всего часов в год. 144 57 87

Содержание курса.

1.Вводное занятие. Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

2.Работа с бумагой. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм.

3.Работа с тканью. Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.

4.Поделки из ненужных вещей. Теория – первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Практика – изготовление поделок: игрушки – марионетки, кораблики, цветы, вазы.

5.Поделки из природных материалов. Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.

6.Экскурсии. Теория – обмен впечатлениями. Информация, углубляющая познания детей.

7. Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

8.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать. (1 год обучения)

.

свойства бумаги, её особенности в различных промышленных изделиях, виды аппликаций, виды тканей; пластических материалов; первоначальные сведения о материалах растительного происхождения; требования к листовым природным материалам, правила их подготовки к работе.

Ученик должен уметь

изготавливать самостоятельно аппликации, уметь конструировать, моделировать; правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам; самостоятельно изготавливать поделки.

Учено – тематический план (2 год обучения)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

.

1.

Вводное занятие

3

2

1

2.

Работа с бумагой

27

9.30

13.30

3.

Поделки из природного материала

84

30

54

4.

Поделки из бисера

30

11

19

5.

Работа с волокнистыми материалами.

60

19

41

6.

Итоговое занятие

12

6

6

Всего часов в год. 216 115.30 138.30

Содержание курса.

1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.

2.Работа с бумагой. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги из 1 и 2 года обучения. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скаручивание. Изготовление подвесок к упаковкам; изделия из коробок.

3.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

4.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

5.Работа с волокнистыми материалами. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Технология изготовления поделок из ткани. Практика – изготовление салфеток, игольниц.

6.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года.

Ученик должен знать. (2 год обучения)

правила сушки ребристых изделий; правила разметки квадрата сгибанием прямоугольника; приёмы разметки, резания и соединения деталей, сведения о материалах животного происхождения, правила подготовки материала к работе; основные виды бисерного плетения.

Ученик должен уметь.

самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке,

качественно изготавливать изделия, украшать, выполнять все предусмотренные операции, правильно заготавливать материал.

Учебно-тематический план.(3 год обучения)

Тема

Всего часов

Теоретия.

Практика.

1.

Вводное занятие

3

2.30

0.30

2.

Работа с бумагой

51

8

43

3.

Поделки из природного материала.

69



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap