Программа кружка Умелые ручки



Пояснительная записка.

Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные- лекции, беседы, викторины;

-наглядные- просмотр репродукций, фотосюжетов, образцов изделий ;

-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

— информационной( умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной( умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизационной( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразовательной( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Необходимые условия для реализации программы.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов.

К концу курса дети будут иметь представление:

— о разнообразии и красоте окружающего мира;

— о смысловом значении слов;

— о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

К концу курса ребята будут знать:

-название курса занятий – «Умелые ручки»;

— влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

— что в основе деятельности человека лежит творчество;

— о том, что добрые поступки делают человека лучше.

К концу курса кружковцы будут уметь:

— выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

— творить красоту.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Программа рассчитана на 18 обучающих занятий.

Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 6-12 лет.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.

«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.

«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.

Содержание тем курса.

Работа с бумагой (4 часа)

Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.

Работа с природными материалами (6 часов)

Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.

Работа с солёным тестом (4 часа)

Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с пластилином(2 часа)

Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».

Поделки из спичек ( 2 часа)

Теория- знакомство с разными техниками выкладывания панно из спичек. Практика- изготовление панно приёмом шахматного порядка.

Содержание .

Пояснительная записка.

Календарно – тематический план.

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Лист дополнений и изменений.

Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.

1.Гусакова А. М.Рукоделие в начальных классах. М.:Просвещение.1985

Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, 2003.

Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.

Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.

Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.

Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.

Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.

Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.

Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей _________________

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2013г.

«____»_________2013г.

от «___» __________2013 г.

Руководитель МО ____________

Дополнительная образовательная программа

по кружку

«Умелые ручки»

Составитель: Курбатова Наталья Александровна, учитель начальных классов.

р.п. Благовещенка – 2013

№ П/п

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Оборуд.

Работа с бумагой (4 часа)

1

1

Складывание из бумаги. Оригами «Бабочка»

1

2

Складывание из бумаги. Оригами «Бабочка»

1

2

3

Работа с гофрированной бумагой. Торцевание. Творческая работа.

1

4

Работа с гофрированной бумагой. Торцевание. Творческая работа.

1

Работа с природными материалами (6 часов)

3

1

Работа с манной крупой. Творческая работа.

1

2

Работа с манной крупой. Творческая работа.

1

4

3

Работа с опилками. Творческая работа.

1

4

Работа с опилками. Творческая работа.

1

5

5

Работа с яичной скорлупой. Творческая работа.

1

6

Работа с яичной скорлупой. Творческая работа.

1

Работа с солёным тестом (4 часа)

6

1

Как приготовить солёное тесто. Его особенности

1

7

2

Изготовление простейших фигур из солёного теста.

1

8

3

Оформление панно фигурами из солёного теста.

1

4

Оформление панно фигурами из солёного теста.

1

Работа с пластилином (2 часа)

9

1

Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.

1

2

Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.

1

Поделки из спичек ( 2 часа)

10

1

Выкладывание спичек в шахматном порядке. Панно.

1

2

Выкладывание спичек в шахматном порядке. Панно.

1



sitemap
sitemap