Программа кружка Родной край



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества

Иловлинского муниципального района Волгоградской области

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

Меренкова Е.Ю.___________



Принята на методическом

совете МБОУ ДОД ЦДТ

Прот. № ___ от « » ______ 20 __ г.

Дополнительная образовательная

программа

кружка «Родной край»

Программа дополнительного образования детей 12-14 лет

Срок реализации — 1 год.

Разработчик программы:педагог дополнительного образованияИловлинского МБОУ ДОД ЦДТСадикова Оксана Николаевна

П.г.т. Иловля

2013 год.

Пояснительная записка

Историческое краеведение — один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства — отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.

В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.

Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края

Задачи:

· воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;

· изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;

· формирование эколого-эстетической культуры;

· создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;

· приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности

Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.

Программа кружка рассчитана на один год обучения с детьми 10-12 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Количество часов в год составляет: 34 часа 1 час в неделю. Курс делится на теоретическую и практическую части.

В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.

В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады, организация историко-краеведческой недели в школе, оформление стендов, витрин в школьном музее.

К концу обучения школьники должны знать:

Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, станицы.

Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу обучения школьники должны уметь:

Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов

Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первый уровень результатов освоения программы кружка «Родной край» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 7-8 классов, презентации проектов на микроучастке школы.

Программа кружка «Родной край» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

патриотизм;

терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине;

Список литературы:

Для учителя:

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010.

Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. — М.:Просвещение, 2010, 119с.

Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010, 223с.

Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3 — С. 9-12

Для учащихся

Рыжков М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. — Кемеровское книжное издательство,1978. — 286 с.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие «История моей страны начинается с меня»

1

1

2

История возникновения ст. Трёхостровская

4

2

2

3

Обычаи и традиции ст. Трёхостровская

4

2

2

4

Известные люди ст. Трёхостровская

4

2

2

5

Поэты и писатели ст. Трёхостровская

4

2

2

6

Памятники ст. Трёхостровская

4

1

3

7

Наша школа

4

1

3

8

Ст. Трёхостровская в годы ВОВ

4

2

2

9

Исторические места ст. Трёхостровская

4

1

3

10

Подведение итогов работы за год

1

1

Всего часов

34

15

19

Содержание курса

1.Вводное занятие «История моей страны начинается с меня».(1 час)

1. Ознакомление с планом работы кружка на год, с требованиями к поведению кружковцев.

2. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

2. История возникновения ст. Трёхостровская. (4 часа) 1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местного казачества, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

3. Обычаи и традиции ст. Трёхостровская. (4 часа)

1. Виртуальное знакомство с традициями казачества.

2. Встреча с атаманом «Традиции казачества».

3. Конкурс сочинений «Традиции казачьего края».

4-5. Известные люди ст. Трёхостровская. (4 часа)



Поэты и писатели ст. Трёхостровская. (4 часа)

1. Беседа «Что такое талант?».

1. Экскурсия в сельскую библиотеку «Наши таланты».

2. Сочинение «Талантливый человек моей станицы».

6. Памятники ст. Трёхостровская. (4 часа)

Урок-экскурсия по улицам станицы. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам станицы».

7. Наша школа. (4 часа)

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

8-9. Ст. Трёхостровская в годы ВОВ (4 часа)

Исторические места ст. Трёхостровская(4 часа)

Форма уроков: видео-урок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Экскурсия в школьный музей «Боевой славы».

4. Экскурсия в сельскую библиотеку.



5. Участие в митингах, концертах, посвящённых ВОВ.

6. Поход по известным местам станицы.

10. Подведение итогов работы за год. (1 час)

Обобщение походов по родному краю.








sitemap
sitemap