Программа кружка Права на всякий случай 4 класс



Пояснительная записка

Модульная программа «Права на всякий случай» соответствует образовательному стандарту начального общего образования в рамках программы «Новые книги – российским школам», реализуемой Московским отделением Института «Открытое общество» и Министерством образования Российской Федерации по программам В.В.Антонова, З.К.Шнекендорфа и направлена на достижение следующих целей:

предоставить дополнительную возможность российским учащимся полнее удовлетворить свои образовательные потребности;

обучить учащихся умению общаться с другими людьми.

Задачи преподавания прав человека:

научить учащихся бережному отношению к тем ценностям, которые называют общечеловеческими;

воспитывать у школьников познания себя и окружающих;

воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям.

Изучение прав человека в начальной школе требует специально отведённых для этого часов, однако необычность и нетрадиционность обучающего материала позволяет осуществлять его освоение через дополнительное образование, в частности, через кружковую работу. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение хорошо известных и любимых ими сказочных персонажей и литературных героев.

Поскольку официальный текст Всеобщей декларации прав человека изложен довольно сложным юридическим языком, в программе приводится упрощённая лингвистическая версия. Изложение статей известными сказочными персонажами и литературными героями создавая зачастую, комический эффект, позволяет преодолеть присущее детям нежелание читать «скучные» документы, приучает их обращать внимание на значимость каждого слова, используемого в них.

Для реализации программного содержания используется учебно – методический комплект:

Методическое пособие В.В.Антонова «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.

Рабочая тетрадь В.В.Антонова «Изучаем права человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1996г.

Методическое пособие З.К.Шнекендорфа «Младшим школьникам о правах человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.

Методическое пособие Е.С Шабельника, Е.Г.Каширцевой «Права на всякий случай».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Календарно-тематическое планирование:

№ уроков

п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем программы

Дата

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

1

2

3

4

5

6

7

8



9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

«Введение понятий «права человека» и «свободы» — 1ч.

Всеобщая декларация прав человека.

«Гражданские права» — 18ч.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться к другим людям по – дружески.

Статья 2. Каждый человек, независимо от пола, различия в цвете кожи, языка, на котором говорит, места рождения и проживания, различия во мнениях, религии и во владении имуществом, обладает всеми правами и свободами, записанными в этой декларации.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать и преследовать другого.

Статья 4. Никто не может сделать тебя рабом, Ты тоже не имеешь права делать другого своим рабом.

Статья 5. Никто не имеет права подвергать другого пыткам, жестокому обращению, унижать и обижать его.

Статья 6. Закон одинаково должен защищать тебя и всех других людей.

Статья 7. Перед законом все люди равны, он должен применяться ко всем одинаково.

Статья 8. Когда нарушаются твои права, ты можешь искать защиту у закона.

Встреча с инспектором ОДН по вопросу о защите гражданских прав.

Статья 9. Никто не имеет права заключить тебя в тюрьму без обоснованной причины, выслать из страны. Каждый имеет право на справедливый суд.

Статья 10. Каждый человек имеет право на справедливую и открытую защиту своих прав в суде.

Статья 11. Каждый человек не может считаться виновным, пока его вина не будет доказана судом.

Статья 12. Никто не имеет права оскорбить твоё доброе имя, вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма.

Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться по своей стране, выбирать себе местожительства, свободно выезжать из своей страны и возвращаться обратно.

Статья 14. Каждый человек имеет право уехать в другую страну и искать там защиту от преследований.

Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство, т.е. принадлежность к какой – либо стране. Никто не может лишить тебя этого права, как и право изменить своё гражданство.



Статья 16. Когда люди достигают совершеннолетия, они имеют право жениться или выходить замуж, создавать свою семью. Государство должно охранять благополучие семьи.

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

«Политические права и свободы» — 5ч.

Статья 18. Каждый человек имеет право свободно исповедовать свою религию, менять её по своему желанию.

Статья 19. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и свободно говорить о том, что он думает.

Статья 20. Все люди имеют право на свободу мирных собраний, добровольно объединяться в группы и союзы.

Статья 21. Власть в государстве должна зависеть от воли народа. Каждый человек, чтобы выразить свою волю, имеет право голосовать, участвовать в управлении страной, поступать на государственную службу.

Встреча с инспектором ОДН по вопросу о защите политических прав и свобод.

«Экономические, социальные и культурные права» — 7ч.

Статья 22. Каждый имеет право на работу, свободно выбирать её по своим интересам и возможностям, получать справедливую зарплату, которая даст возможность обеспечить жизнь и здоровье его и семьи. Все работающие должны получать равную оплату за равный труд.



Статья 23. Каждый имеет право на работу, свободно выбирать её по своим интересам и возможностям, получать справедливую зарплату, которая даст возможность обеспечить жизнь и здоровье его и семьи. Все работающие должны получать равную оплату за равный труд. Продолжение.

Статья 24. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы, отдых и оплачиваемый отпуск. Рабочий день не должен быть слишком длинным.

Статья 25. Каждый человек имеет право на обеспечение пищей, одеждой, жильём, медицинской помощью. Право на особую помощь имеют дети, независимо от того, женаты их родители или нет.

Статья 26. Ты имеешь право ходить в школу, учиться бесплатно и получать профессию. Школа должна помогать развитию всех способностей ребёнка, учить его уважать людей, их права и свободы, взаимопониманию, миру и дружбе между народами.

Статья 27. Каждый человек имеет право на собственную культуру, её сохранение и приобщение к культуре других народов.

Встреча с инспектором ОДН по вопросу о защите экономических, социальных и культурных прав.

«Заключительные статьи Всеобщей декларации» — 3ч.

Статья 28.Чтобы права и свободы человека выполнялись, нужен мир, разоружение, справедливый порядок в стране, где ты живёшь, и во всём мире.

Статья 29. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живёт, и перед людьми, которые его окружают. Это значит, что его права и свободы не должны мешать правам и свободам других людей. Права и обязанности неразделимы.

Статья 30. Всё это записано во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН и одобренной всеми странами. Чтобы люди жили в мире и согласии, они должны не только знать эту декларацию, но и поступать, как она призывает.

Знания и умения учащихся

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными статьями Всеобщей декларации прав человека и усвоить:

1. Понятия «права человека» и «свободы»;

2.Гражданские права;

3.Политические права и свободы;

4.Экономические, социальные и культурные права.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

1. Различать понятия «права человека» и «свободы», гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы;

2. Приводить краткие исторические сведения о создании ООН и принятии документа о правах человека;

3. Раскрывать определение понятия «права человека»;

4. Излагать содержание Всеобщей декларации прав человека.

Критерий оценок:

При проведении кружковых занятий используется метод безотметочного оценивания.

Литература:

Методическое пособие В.В.Антонова «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.

Рабочая тетрадь В.В.Антонова «Изучаем права человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1996г.

Методическое пособие З.К.Шнекендорфа «Младшим школьникам о правах человека».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.

Методическое пособие Е.С Шабельника, Е.Г.Каширцевой «Права на всякий случай».

Издательство: «Вита – Пресс», г. Москва, 1995г.








sitemap
sitemap