Программа кружка Полезные навыки



Программа кружка «Полезные навыки»

Пояснительная записка

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Программа «Полезные навыки» имеет полное методическое оснащение и сопровождение, включающее:

пособие для учителя (с поурочными разработками);

рабочие тетради для учащихся;

книги для родителей.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 5-го по 7-й класс.

Роль учителя в проведении уроков по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.         Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

Направленность курса – социально-педагогическая.

Целью данного курса является:

расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях:

расширение знаний о полезных и вредных привычках;

развитие умений ориентироваться в мире взрослых;

занимать активную жизненную позицию;

преодолевать трудности адаптации в современном обществе,

повысить уровень социально-психологической компетенции подростков,

снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

умение безопасно и эффективно общаться,

умение понимать и выражать свои чувства,

умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

уверенности в себе,

честности,

открытости,

чувства юмора

и навыков

умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

умения принимать решения,

умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах профилактической работы.

Важность курса

Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определёнными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. В этом случае они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Более того, предоставление им информации о неблагоприятных эффектах наркотиков обычно провоцирует появление исследовательского интереса, что может привести к улучшению ситуации с употреблением наркотиков в данной группе. Поэтому неотъемлемой частью любого курса профилактики потребления наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятия, направленные на формирование гармоничной личности.

Актуальность курса

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры.

Форма проведения занятий

Важной особенностью профилактики потребления психоактивных веществ в целом и данного курса в частности является то, что эффективная работа невозможна без доверительных отношений между ведущим курса и учениками. Те знания, которые мы пытаемся донести до подростков, пока никак не поддаются никакому измерению или вычислению. По ним не публикуют справочников и сводных таблиц. Их или принимают на веру, или проверяют на собственном опыте. Если нет доверия к ведущему, то подростки просто не будут принимать их на веру: соответственно им придётся проводить эксперименты на себе. Именно поэтому подобному курсу не подходит обычная форма проведения уроков. Идеальный способ – дружеская беседа. Курс рассчитан на 1 час в неделю, предназначен для учащихся 5-7 классов (средний школьный возраст – 11-14 лет). Размер группы – 30 человек. Время проведения занятий – четверг в 8 часов 30 минут. Место проведения занятий – кабинет математики. Оборудование и материалы – интерактивная доска, рабочие тетради, пособие для учителя (разработки занятий).

Содержание материала

Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечания

1

Что такое психоактивное вещество?

1

2

Ингалянты.

1

3

Наркотики.

1

4

Соблюдай безопасность!

1

5

Опасные и безопасные места.

1

6

Вещества, которые могут попасть в организм.

1

7

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

1

8

Давление, влияние, ситуации…

1

9

Твои действия на давление, влияние, ситуации…

1

10

Есть риск, нет риска.

1

11

Ингалянты.

1

12

Моё здоровье.

1

13

Вещества, ухудшающие моё здоровье.

1

14

Тревожность.

1

15

Преодоление тревожности.

1

16

Как начать разговор?

1

17

Как поддерживать разговор?

1

18

Как завершить разговор?

1

19

Манипулирование.

1

20

Манипулирование и давление.

1

21

Наркотики.

1

22

Причины употребления наркотиков.

1

23

«Уловки дилеров»

1

24

Я и мои поступки.

1

25

Самооценка и самовоспитание.

1

26

План самовоспитания.

1

27

Как преодолеть стеснительность?

1

28

Ответственность и эгоизм.

1

29

Ответственность перед кем-то.

1

30

Ответственность за кого-то.

1

31

Что такое марихуана.

1

32

Правда и ложь о марихуане.

1

33

«Весёлая компания»

1

34

Вперёд к здоровью.

1

        

Список литературы

1. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

2. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

3. . Кинчер Дж. Книга о тебе. — Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

4. Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.



sitemap
sitemap