Программа кружка по русскому языку В мире слов 3 класс



Программа кружка по русскому языку

«В мире слов»

3класс (34 часа)

Пояснительная записка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,

интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника — средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.

Развитие речи  – одно из направлений работы на всех занятиях данного кружка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

ЗАДАЧИ:

Обогащение словарного запаса учащихся.

Развитие связной устной и письменной речи.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

Формирование у детей чувства языка.

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, развитие творческих способностей каждого ученика.



Кружок «Родной язык» предназначен для учащихся 3 класса.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ:

наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно пополнять знания порусскому языку;

пользоваться основными источниками информации, владеть приёмами работы с информацией;

выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;

создавать самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.

Учебно-тематический план

Введение – 1 час

«Слово» — 16 часов

«Предложение. Текст» — 17 часов

Содержание программы

«Слово»

Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов.



Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова сизученными орфограммами.

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание».Упражнение в разборе слов по составу, в словообразовании.

Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над синонимами, омонимами, антонимами.

Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; составлять словосочетания.

«Предложение. Текст»

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные. Предложения распространённые и нераспространённые.

Развитие читательских умений. Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по наблюдениям, картинкам и опорным словам).

ЛИТЕРАТУРА:

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.

Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.

Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.

Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.

Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.

Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.

Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Материалы журналов «Начальная школа»

Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.: Просвещение, 1991.

Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.

Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981

Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие. М.: Рост-книга,2005.

Зак.А. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М.: НПО «Перспектива», 1993: «Познавать играя».

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Содержание

(разделы, темы)

Дата

1.

Введение. Речь в жизни человека.

Слово.

2.

Наши друзья и помощники – словари.

3.

Знакомство с фонетикой. Какие звуки изучает фонетика.

4.

Пульс в слове (ударение).

5.

Что такое орфография.

6.

Сомнительные согласные в корне слова.

7.

Слова-родственники.

8.

Как разобрать и собрать слово.

9.

В мире слов или что такое лексика.

10.

Многозначность слов.

11.

Слова-близнецы (омонимы).

12.

Слова-друзья (синонимы).

13.

Антонимы.

14.

Крылатые слова.

15.

Изобразительные средства языка художественных произведений.

16.

Работа над словосочетанием.

Предложение. Текст.

17.

Предложение. Виды предложений.

18.

Работа над предложением.

19.

Текст. Работа над заголовком.

20.

Работа с текстом. Словесное рисование.

21.

Работа по серии картинок.

22.

Свободный диктант.

23-24.

Работа над изложением.

25-26.

Работа над построением (структурой) сочинения.

27-28.

Сочинение по наблюдениям

29-30.

Сочинение по картине.

31.

Загадки.



32-33.

Пословицы и поговорки.

34.

КВН «Ты наш друг, родной язык»








sitemap
sitemap