Программа кружка Моя родословная



МОУ Мошковская средняя общеобразовательная школа

Торжокского района Тверской области

Принято на педсовете

протокол №__ от______

«Утверждаю»

Директор школы

_________Осипова Л.Г.

Приказ № ___ от_____

КРУЖОК

«моя родословная»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ

Программу составила

учитель начальных классов

Ушкова О.И.

Мошки

2013-2014

Пояснительная записка.

Через познание своих «корней», истории рода и страны –

к осознанию себя и своего места на земле своих предков, на своей родине.

Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в социализации, передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению.

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Предложенная технология позволяет представителям младшего поколения семьи проявить интеллектуальные способности, получить дополнительные знания. Дает детям возможности проявить творчество, тесно взаимодействовать со старшим поколением семьи.

Цель:

способствовать воспитанию и укреплению общесемейных ценностей;

— пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества; способствование более близкому общению членов семьи;

подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах;

— обучение младших школьников ориентироваться в исторической информации;

Задачи:

Социальные:

— Способствовать укреплению семей на основе взаимопонимания, уважения и помощи, преемственности семейных традиций и правил общежития.

Воспитательные:

— Создать условия для возрастания интереса у подрастающего поколения к истории своей семьи, помочь ощутить общность со старшими поколениями, познать истоки своего характера, темперамента, интеллекта, профессиональных пристрастий, развить свои творческие способности.

На занятиях кружка учащиеся познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

узнают

историю возникновения имён и фамилий;

степени родства в семье;

о профессиях предков;

о семейных увлечениях и традициях;

составят:

— «ленту времени» своей жизни;

— родословное древо;

— вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

— подберут семейный девиз.

Учащиеся должны достичь результатов:

— приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской.

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Тематическое планирование

Дата проведения

раздел



Дата коррекции

Тема занятия

Кол-во ч

1

Моя родос

ловная

Вводное занятие. Понятие о родословной.

1

2

Моя семья.

2

3

Поколение, потомки, предки.

2

4

Родословное древо.

3

5

Практическое значение родословных в прошлом.

2

6

День пожилого человека. Проект «Подарок бабушке (дедушке).

2

7

Составление генеологических карт членов семьи.

10

8

Я и моё имя

«Кто я?» «Где живу?»

2

9

Что означают наши имена.

1

10

Как родители выбирают имя ребёнку.

2

11

Имена и прозвища в Древней Руси.

1

12

Откуда к нам пришли наши имена.

1

13

Тайны наших имён.

2

14

Имя и ангел – хранитель.

1

15

Моя фамилия. Моё отчество.

2

16

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

2

17

«Говорящие» фамилии.

2

18

Проект «Подарок к папе» (к 23.02)

2

19

Проект «Подарок маме (бабушке)» (к 8.03)

3

20

История моей семьи

Профессии моих родителей.

2

21

Мои братья и сёстры.

2

22

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

2

23

Кто, кому и кем доводится.

1

24

Мои прабабушка и прадедушка.

1

25

Профессии моих предков.

1

26

Семейные обязанности и традиции

Что мы знаем о традициях.

1

27

Мир семейных увлечений.

1

28

Семейные обязанности.

1

29

Семейные традиции.

1

30

Фамильный герб и фамильный девиз.

2

31

Проект » Моя родословная «

4

32

Итоговое занятие . Защита проекта «Моя родословная»

2

Методика сбора информации

(расширенный вариант)

«Как составить свою родословную»

Работа состоит из трех этапов.

Первый этап

Сбор информации и опрос родственников для составления родословной (родословной поколенной росписи).

Вопросы, которые надо задавать родственникам оформляются в виде генеалогической карточки (своеобразный опросник).

Генеалогическая карточка

Фамилия (для замужних женщин указать в скобочках девичью).

Имя, отчество (если менялись, указать, какие были).

Дата и место рождения.

Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

Национальность.

Фамилия, имя, отчество отца.

Фамилия, имя, отчество матери.

Место или места жительства (с указанием дат).

Имена и даты рождения братьев и сестёр.

Образование, что окончил, кто по специальности.

Место (места) работы или службы, должности.

Участие в войнах (каких, где).

Награды, звания.

Фамилия, имя, отчество жены (мужа).

Фамилия, имя, отчество детей, их даты рождения.

Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 года).

Хобби (любимое занятие, увлечение). Интересные факты из жизни.

Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервьюирование.

Дата заполнения.

Копии или ксерокопии документов, фотографий, подписывайте их (кто изображен, к какому времени относиться, у кого взяли).

Для составления родословной до 4-5 колена современнику потребуется документы семейного архива: свидетельства о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, свидетельство о расторжении брака, а также свидетельства и дипломы об окончании учебных заведений, аттестаты, удостоверения, грамоты, орденские книжки, военные билеты и т.д.

Второй этап

Выберите вариант оформления схемы родословной:

· восходящая (от потомка к предкам);

· нисходящая (от предка к потомкам).

Заполненные листы разложить по порядку поколений, как показано в прилагаемой схеме

1-е колено. Я, мои братья и сестры.

2-е колено. Папа, его братья и сестры. Мама, ее братья и сестры.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap