Программа кружка дополнительного образования Радуга 1-4 классы



Пояснительная записка

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы в том, что она направлена на развитие эстетических качеств ребенка; данная деятельность заинтересовывает его в области искусства, развивает его творческие способности.

Так же актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа кружка «Радуга» предназначена и разработана для детей начальной школы (1-4 классы) от 7 до 11 лет. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем художественных способностей.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической и декоративно-прикладной деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Накануне каждого праздника проходит выставка детских работ: новогодние открытки, карнавальные маски, рисунки. Выставка постоянно обновляется, что позволяет учащимся испытывать радость и чувство успеха от проделанной работы.

Программа рассчитана на 128 часов:

1 год – 28 часов (1 час в неделю);

2 год – 33 часа (1 час в неделю);

3 год — 33 часа (1 час в неделю);

4 год — 33 часа (1 час в неделю).

Продолжительность 1 занятия – 1 час.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными и декоративно-прикладными средствами.

Задачи:

Развивать воображения, фантазии, художественного вкуса;

расширять методов познания окружающей действительности;

формировать культуры личности ребёнка во всех проявлениях;

воспитывать нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью через виды декоративно-прикладного искусства и дизайн, развивать важнейшие способности.

Помогать увидеть школьникам деятельность художника в доме, на улице, в общественных местах.

Учить работать индивидуально и в коллективе.

Принцип построения программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;

развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;

исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Содержание курса (1 год обучения)

Разделы

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Введение

2

Знать технику безопасно-сти;

Заинтересовать детей.

2

«Фантазируй и развивайся». Основная часть

26

Уметь аккуратно, ровно вырезать ножницами;

уметь правильно держать в руках кисточку, каран-даш, ножницы;

уметь составлять простой орнамент из геометрических фигур;

знать различные техники лепки (барильеф, плос-костная и объемная лепка);

знать народные промыслы (матрешка);

развитие моторики паль-чиков;

развитие воображения и фантазии ребенка.

3

Заключение

1

уметь работать коллектив-но;

развитие моторики паль-чиков;

развитие воображения и фантазии ребенка.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий

Раздел 1. Введение – 2 часа

1

Введение. Инструкция по технике безопасности. Аппликация «Осень золотая»

1

Инструкция по технике безопасности. Беседа об увлечениях детей. Техника обрывной аппликации.

2

Сказочное солнышко из фантиков

1

Сказка о солнечной стране. Фантазирование детьми своей сказки, солнышка.

Раздел 2. «Фантазируй и развивайся». Основная часть26 часов

3

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

4

Сумочка для ножниц

1

Обрезная аппликация. Оригами. Составление орнамента.

5

Аппликация — «Мамин платок».

1

Составление орнамента в квадрате.

6

Лепка из пластилина. Барильеф. «Бабки-коробки».

1

Знакомство с техникой лепки барильефа.

7

Конверт для письма «Олень»

1

Знакомство с техникой бумажной пластики, с работой по шаблону.

8

Шкатулочка из бумаги. Оригами.

1

Знакомство с техникой бумажной пластики, с работой по шаблону.

9

Шкатулочка из бумаги «Гжель» (роспись)

1

Знакомство с росписью «Гжель».

10

Спанч-Боб из губки.

1

Беседа о декорировании губки. Изготовление Спанч-Боба.

11

Аквариум на банке. Пластилин.

1

Представления детей о подводном мире. Лепка.

12

Посещение районной библиотеки. Знакомство с творчеством известного художника.

1

Экскурсия. Беседа о художнике и его творчестве.

13

Коллективная работа «Цветочный лужок»

1

Учимся работать коллективно. Аппликация.

14

Рисунки на тему: «Зимние забавы».

1

Рисование по теме.

15

Игрушка «Новогодний шарик»

1

Декорирование шарика на Новый год.

16

Снеговик из ваты.

1

Прослушивание сказки о Снеговике. Изготовление снеговика.

17

Аппликация «Гусеничка»

1

Знакомство с понятием «аппликация из геометрических фигур». Изготовление гусенички.

18

Рисование на тему:

« Красота вокруг нас».

1

Изображение пейзажей родного края.

19

Посещение политехникума. Выставка пейзажей студентов.

1

Просмотр картин по теме «Пейзаж». Беседа о природе родного края.

20

«Пчелка»

(Лепка. Украшение для цветков в горшках)

1

Лепка объемной фигуры.

21

Рисование «Портрет клоуна»

1

Рассказ о цирке. Передача образа клоуна выразитель-ными средствами.

22

Изготовление праздничной открытки.

1

Создание простого подарочного изделия.

23

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1

Создание сюжетных композиций на основе сказки

24

«Бабочка». Техника отпечатывания.

1

Рисование симметричных фигур путем отпечатывания.

25

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

1

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

26

Смешарики «Крош»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap