Программа кружка для 10-11 класса Физика в задачах



Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10-11 классаов обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.

Цели и задачи кружкового объединения «Физика в задачах»

Цели:

Создание условий для развития личности ребенка.

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

Решение разных типов задач

Занимательные опыты по разным разделам физики

Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе

Применение ИКТ

Занимательные экскурсии в область истории физики

Применение физики в практической жизни

Форма проведения занятий кружка:

Беседа

Практикум

Семинар

Круглый стол

Выпуск стенгазет

Проектная работа

Школьная олимпиада

Ожидаемый результат:

Навыки к выполнению работ исследовательского характера

Навыки решения разных типов задач

Навыки постановки эксперимента

Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет

Профессиональное самоопределение.

Календарно ематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.

1

3

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.»

1

4

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением»

1

5

Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности»

1

6

Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков.

1

7

Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ

1

8

Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение»

1

9

Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели).

1

10

Экспериментальная проверка параметров баллистического движения.

1

11

Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов

1

12

Решение и анализ олимпиадных задач по физике ( подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

3

13

Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона»

1

14

Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона»

1

15

Аналитическое решение задач по теме: «Применение законов Ньютона»

-движение в поле тяготения;

-движение под действием силы упругости;

-движение с учетом силы трения;

-движение связанных тел;

-движение по наклонной плоскости.

5

16

Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона»

3

17

Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме.

1

18

Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел»

1

19

Практикум по расчету технических характеристик с использованием условий равновесия тел.

2

20

Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения»

-работа и мощность;

-закон сохранения импульса;

-закон сохранения энергии.

3

21

Решение экспериментальных задач на законы сохранения.

1

22

Семинар по теме: «Практическое применение законов сохранения»

1

23

Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика»

-решение качественных задач;

-решение расчетных задач;

-графическое решение задач.

3

24

Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ»

1

25

Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций.

1

26

Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом.»

3

27

Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций.

1

28

Общее количество

42

ЛИТЕРАТУРА:

«Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2004.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.

Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.

Журнал «Физика в школе»

Приложение к газете «Первое сентября» — «Физика»

Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2007г.

Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2000г

Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2008г.

Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр, 2010г.

О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994

Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

Компьютерные программы и энциклопедии на CDROM: Физика 7-11

Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).



sitemap
sitemap