Программа кружка Чудо-шашки



МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю: Проверено:

Директор МБОУ «Уринская средняя Заместитель директора

общеобразовательная школа» по воспитательной работе

____________Г. Л, Аксентьева _________Н. А. Усынина

Программа кружка

«Чудо — шашки»

(6-10 лет)

Автор: Колмакова Е.Г.

учитель начальных классов

Срок действия программы 1 год

2012 год

Пояснительная записка

Особенности учебной программы

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Количество обучающихся 30 учеников

Возраст, на который рассчитана программа – 6-10 лет

Количество учебных часов1 час в неделю, за год 34 часа

Год обучения — 2012/13учебный год

Цель программы:

привитие интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

научить детей играть в шашки;

развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры

Учебно-тематический план

темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «уголки»

2

1

1

9

Игра «поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов года

1

1

Календарно – тематическое планирование

темы

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

7.09, 14.09

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

21.09, 28.09,

5.10, 12.10

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

19.10, 26.10,

9.11, 16.11

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

23.11, 30.11,

7.12,14.12, 21.12, 28.12

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

11.01,18.01

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

25.01,1.02, 8.02,22.02,

29.02,7.03,

14.03, 21.03

7

Шашечный турнир

2

2

4.04,11.04

8

Игра «уголки»

2

1

1

18.04,25.04

9

Игра «поддавки»

2

1

1

2.05, 16.05

10

Подведение итогов года

1

1

23.05

Содержание разделов программы

Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Игра «уголки»

Игра «поддавки»

Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Список используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 — №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. — №4

Список используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 — №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. — №4



sitemap
sitemap