Программа кружка Бисероплетение



Областное государственное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

г. Неи и Нейского района»

Утверждаю:

Директор ОГУ «СРЦ

г. Неи и Нейского района»

______________________

Е. Л. Жигалова

Познавательно-досуговая подпрограмма кружка

«Бисероплетение»

Срок обучения: 1 год



Программа разработана для детей 7-18 лет.

Разработала: воспитатель

Ольга Сергеевна Силина

г. Нея, 2011 год

Пояснительная записка

Направленность познавательно-досуговой программы:

Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Цель:

Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия

Задачи:

формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

— развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию; прививать любознательность;

— развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

— создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

— проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

Отличительные особенности образовательной программы:

Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время познавательно-досуговой деятельности, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом в игровой форме.

Процесс обучения делится на 3 этапа: 1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении; 2 этап – расширение знаний и умений; 3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение профессиональных работ.

Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление метода низания бисера. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.

Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоёмкие работы. Дети старшего возраста выполняют более усложнённые работы, требующие большей усидчивости и внимательности при работе с бисером.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7до 18 лет.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке, затем – изготовление объёмных игрушек на леске методом параллельного плетения, изготовления украшений для девочек. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий в досуговое время по индивидуальному плану.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (выходной день). Продолжительность занятия – академический час. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

При формировании стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий с успевающими воспитанниками по индивидуальному плану, в досуговое время.

Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по бисероплетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов низания бисера.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом схеме.

Воспитанник принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.

Способы проверки знаний:

самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения бисером, какие работы были на выставке, конкурсе;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

контрольные занятия.

Методическое обеспечение программы кружка «Бисероплетение»

Занятие проводится согласно темы в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, водопада, пением птиц).

Предусматривается отдельно оборудованный стол для глажения ткани для фона изготовленных панно; для швейной машины.

Для проведения занятий по бисероплетению собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.

Разработаны инструкции по технике безопасности работы.

Для реализации данной программы обучающийся должен иметь:

Салфетка для бисера (лён или фланель), нитки-мулине зелёного и коричневого цвета, мононить или леска (0,2- 0,3), проволока для бисероплетения разных цветов, иглы для бисероплетения (№ 10), лоскуты однотонной ткани (шёлк, портьерная) для фона, бархатная бумага или картон, бисер разных оттенков и формы (2 мм, 4 мм), крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см), цветные и простые карандаши, тонкая тетрадь в клетку, линейка, ножницы, маникюрные щипчики для обрезания проволоки, маленькие плоскогубцы, фурнитура для бижутерии (швензы, застёжки, пуссеты), клей ПВА, бросовый материал для изготовления сувениров: шарики из шарикового дезодоранта, стержни шариковых ручек, круглые кольца с диаметром 8-15 см (пластмассовые, металлические).

Основные принципы программы:

Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.

Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.

Изложение нового материала в доступной для детей форме.

Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.

Постепенное усложнение при подаче нового материала.

Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.

Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.

Инвариантность.

Основания для разработки образовательной программы:

Программа составлена в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», Конституцией РФ.

Список литературы

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» — Ярославль, «Академия развития», 1999

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» — Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

4. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» — Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

5. Ткаченко, Стародуб «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005

6. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» — «Феникс», 2005

7. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

8. А.Р. Магина «Поделки из бисера для любимой мамочки» — Москва, «Сова», 2006

9. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

10. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» — «Феникс», 2007

11. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» — «Феникс»,2006

12. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» — «Феникс», 2007

13. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

14. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007

15. Л. Аполозова «Бижутерия» — Москва, «Культура и традиции», 2001

и другие.

Январь

Беседа «Из истории бисероплетения».

Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой.

Изготовление аппликаций из бисера методом параллельного плетения.

Тема: «насекомые»

Необходимые материалы и инструменты при бисероплетении. Организация рабочего места .

Изготовление цветов из бисера на проволоке в технике параллельного плетения.

Цветоведение и композиция.

Изготовление цветов на проволоке с опорой на схему плетения.

Общие сведения о бисере (цвет, материал из которого изготовлен, форма).

Выполнение панно

«Цветочная поляна» в технике параллельного плетения.

Февраль

ль

Советы по работе с бисером.

Изготовление плоской фигурки «рыбка» по схеме параллельным способом плетения.

Основные правила при работе с бисером.

Параллельное плетение.

Изготовление

аппликаций на тему «Аквариум»

Изготовление аппликаций из бисера на тему: «Аквариум» в технике параллельного плетения.

Беседа: «Оформление

интерьера квартиры с помощью панно из бисера».

Изготовление панно «Аквариум»

Март

Изготовление открыток к 8 марта с использованием аппликаций из бисера

Изготовление плоских фигурок из бисера на тему: «Герои сказок»

Изготовление плоских фигурок на тему: «Герои сказок»

Выполнение панно: «Моя любимая сказка».

Контрольная коллективная работа.

Апрель

ль

Объёмное параллельное плетение.

Изготовление брелков из бисера на леске (крокодил, ящерица).

Изготовление игрушек из бисера на леске в технике объёмного параллельного плетения.

Изготовление объёмных игрушек на проволоке в технике объёмного параллельного плетения.

Изготовление панно из объемных игрушек. Самостоятельная творческая работа.

Май

Техника плетения «Мозаика по кругу». Изготовление игрушек.

Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу»

Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу».

Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу». Придумывание и обыгрывание сказок с исп-ем игрушек из бисера.

Сентябрь

рь

Низание бисера дугами. Изготовление цветов.

Выполнение композиции «Прекрасный букет» в технике низания бисера дугами (французская техника плетения).

Беседа: «Из истории появления сувениров». Смешанная техника плетения.

Сувенир «Танец мотыльков». Коллективная работа.

Коллективная работа. Смешанная техника плетения. Композиция

«Корзина с цветами

Октябрь

Беседа «Из истории появления украшений». Изготовление фенечек для девочек из бисера и бусин в ажурной технике плетения.

Изготовление брошей из бисера и бусин.

Ажурное плетение.

Изготовление бабочек

для украшения портьер

Ажурное плетение.

Снежинки из бусин.

Ноябрь

Ажурное плетение.

Изготовление снежинок из бусин и бисера.

Оформление снежинок в гирлянду.

Контрольная работа

По выполнению поделки в ажурной технике по предложенной педагогом схеме.

Петельное плетение.

Изготовление сувенира «Новогодняя ёлка»

Петельное плетение.

Сборка и оформление сувенира «Новогодняя ёлка»

Декабрь

Выполнение композиции «Зимний букет» с использованием природного материала

Мастерская деда Мороза.

Изготовление ёлочных игрушек

. Игра-занятие «Фабрика новогодних игрушек».

Творческая итоговая работа.

Выполнение коллективной работы – панно «Мой край родной».

Содержание программы «Бисероплетение».

Январь

1.Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера и бисероплетения». Изготовление аппликаций из бисера в технике параллельного плетения на тему «насекомые».

Задачи: познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься этим рукоделием, провести инструктажи по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, бисерной иглой. Научить параллельному плоскому плетению, выполнению несложной работы – плетению жука, бабочки, стрекозы по схеме.

2. Материалы и инструменты для бисероплетения. Организация рабочего места. Изготовление цветов в параллельной технике плетения.

Задачи: показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами. Продолжить обучение параллельному плетению с опорой на схему. Изготовление цветов на проволоке.

3.Цветоведение и композиция. Изготовление цветов с опорой на схему плетения.

Задачи: обучение правильного подбора цвета при выполнении работы из бисера, объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Обучение плетению по схеме. Закрепление навыка плетения в параллельной технике. Изготовление полуобъёмных цветов .

4.Общие сведения о бисере. Выполнение панно «Цветочная поляна» в технике параллельного плетения.

Задачи: дать знания о форме, материале, цвете бисера, рассказать о его правильном хранении. Продолжить закрепление навыка параллельного плетения. Учить составлять панно, правильно его оформлять (утюжение ткани для фона панно, оформление в рамку, способы прикрепления деталей панно – приклеивание, пришивание). Выполнение панно «Цветочная поляна».

Февраль

1.Советы по работе с бисером. Изготовление фигурки «рыбка» параллельным способом плетения по схеме.

Задачи: научить, как правильно фиксировать бисерный ряд, чтобы изделие не получилось рыхлым, показать несколько способов низания бисера на проволоку. Учить экономить материалы. Обучение изготовлению плоских фигурок на проволоке по схеме плетения.

2. Основные правила при работе с бисером. Параллельное плетение. Изготовление аппликаций на тему «Аквариум».

Задачи: обучение быстрым способам низания бисера на проволоку, ознакомить с основными правилами при работе с бисером (калибровка бисера, фиксация бисерного ряда, какой бисер лучше использовать в профессиональных изделиях и т.п.). Продолжение обучения параллельному плетению с усложнениями. Изготовление аппликаций: водоросли, морская звезда, крабы для панно.

3. Изготовление аппликаций из бисера на тему: «Аквариум» в технике параллельного плетения.

Задачи: обучение скоростному параллельному плетению, способам фиксации бисера на проволоке. Чтение и обсуждение стихотворений А. Блока, М. Ломоносова и др. поэтов о бисероплетении. Продолжение работы по изготовлению аппликаций на тему: «Аквариум».

4. Беседа: «Оформление интерьера квартиры с помощью панно из бисера». Изготовление панно «Аквариум».

Задачи: обучение правильному оформлению ткани фона в рамку, закреплению заготовленных плоских изделий на панно, закрепление знаний по цветоведению и композиции. Проведение беседы об оформлении интерьера квартиры с помощью изделий из бисера: игрушек, декоративных элементов, панно, цветов и др. Выполнение панно «Аквариум».

Март

1.Изготовление открыток к 8 марта с использованием аппликаций из бисера.

Задачи: рассматривание почтовых открыток, беседа о традиции поздравлять всех женщин в день 8 марта и дарить им подарки. Изготовление открыток на бархатной бумаге с использованием аппликаций из бисера (цветы). Оценка качества работы.

2.Изготовление плоских фигурок из бисера на тему: «Герои сказок».

Задачи: обучение параллельному плетению на проволоке с добавлением усложнений. Проведение викторины «В гостях у сказки», отгадывание загадок о сказочных персонажах, выполнение фигурок сказочных героев в технике параллельного плетения с добавлением усложнений.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap