Программа Крой и шитье



Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского развития творчества и досуга г.Нижнеудинска»

Программа «Шитье и крой»

Разработал: Педагог ДО Милостивая Оксана Геннадьевна

гижнеудинск

2013г.

Пояснительная записка

Человечество создало целую индустрию по изготовлению одежды, которая в повседневной жизни людей играет такую же огромную роль, как жилищные условия или продукты питания. Одежда является предметом первой необходимости для каждого человека, придает ему индивидуальность. Поэтому большое количество людей связало с этой индустрией свои судьбы, нашло здесь свое призвание, сделало профессиональную карьеру.

В этом производстве в основном занята женская часть населения. Многие девушки, будучи школьницами, уже мечтают о профессиях модельеров, дизайнеров одежды. У них, как правило, уже сформировано желание одеваться по моде, носить одежду, непохожую на одежду других, иметь свой особый гардероб, и, как следствие, изготавливать одежду для себя своими руками. А для этого им необходимо освоить основы портновского мастерства, тем более что научно-технический прогресс облегчает задачу.

Данная программа разработана опираясь на новые технологии в проектировании одежды. Одним из примеров использования таких технологий, является разработанная фирмой «Вилар» система проектирования одежды (СПО) ЛЕКО, которая позволяет с помощью компьютера и алгоритмического языка существенно упростить задачи, связанные с конструированием и моделированием одежды. В данной системе реализованы возможности построения лекал с «нуля» программой на

специализированном языке, описания геометрических построений (русский

интерфейс), что является мощным стимулом как при формировании алгоритмической культуры, так и мотивации построения выкройки «на себя», с последующим выводом на печать, или ее моделирования.

Эту систему взяли «на вооружение» и успешно используют многие отраслевые институты и СПТУ для обучения студентов. Внедрение данной системы в учебный процесс позволит изъять из программы «свод» устаревших и уже не используемых в современном производстве разделов, и позволит учащимся познакомиться с современными технологиями, используемыми на производстве. Данная система потребует разработки определенной учебной программы на стыке двух предметов — «технологии» и « информатики». По результатам опросов, проведенных среди учащихся школы, о возможности использования ЭВМ на уроках технологии, можно утверждать, что данное нововведение имеет огромный потенциал.

Проблем с изучением языка программирования особых не возникает в связи с русскоязычным интерфейсом программы и большим количеством готовых форм и подсказок в редакторе. Учащиеся легко воспринимают основные принципы и способы построения чертежа. При этом, преимущество использования данной программы является то, что основной упор делается не на запоминание особых операций, позволяющих реализовывать те, или иные построения, а на сам алгоритмический процесс. Особенной мотивацией для учащихся является наличие исполнителя, который выполняет не некие «абстрактные» задачи, не имеющие никакой практической направленности, а создает реальные чертежи по индивидуальным меркам, с помощью которых потом отшиваются на занятиях швейные изделия.

С позиции предмета «Моделирование и конструирование одежды» внедрение данного СПО в учебный процесс позволит сократить время на темы, связанные с построением выкроек «ручным» способом. Появилась возможность быстрой проверки и редактирования чертежей в электронном виде и их «перепостроение», изменения выкройки для другого размера, тиражирование готовых выкроек, быстрого моделирования на основе стандартной выкройки. Наличие таких инструментов, как «осевая симметрия», «центральная симметрия», «поворот на заданный угол вокруг точки», «дуга» сделало построение более легким и удобным. Чертежи стали более «читаемые», более точными. Многие расчеты, (такие как точка пересечения дуг и.т.п.) делаются программой автоматически.

По мимо новых технологий создания выкроек, будем использовать давно проверенный способ, это перевод выкроек по готовым лекалам с журналов мод.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовой, рассчитана на 2 года обучения. Первый и второй год обучения 136 часов, занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Возрастные категории учащихся 7-е, 8-е, 9-е классы.

В 1-ый год обучения значительная часть учебного времени отводится работе на швейной машине, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.

Воспитанники 2-го года обучения на занятиях по моделированию узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, учатся применять полученные знания во время выполнения практических работ. Больше времени отводится на отработку технологических операций.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Приоритетными методами являются упражнения и учебно-практические работы. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок образцов, составления вариантов композиций, предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Предусмотрены тематические выставки, которые являются средством информации о деятельности творческих объединений. Кроме того все обучающиеся в конце каждого года обучения проходят итоговую аттестацию и принимают участие в традиционном «Фестивале детской моды» (как итог проектной, творческой работы).

При изготовлении изделий, наряду с технологическими, большое внимание уделяется эстетическим требованиям.

Цель: — нравственно-эстетическое воспитание при обучении основам проектирования одежды;

— активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи: Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии швейной промышленности, формирование знаний по основам проектирования одежды с использованием ИКТ и технологической последовательности изготовления изделия, освоение техники шитья.

Воспитательные – прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умение довести начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческий способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В конце изучения курса, обучающиеся должны знать:

— последовательность снятия мерок,

— правила работы с программой «Леко»

— правила выполнения машинных и ручных швов,

— дефекты кроя юбок, брюк, платья, рукавов.

— основные технологические процессы обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий.

Уметь: — правильно снимать мерки,

— изготавливать выкройки с помощью программы «Леко»,

— разрабатывать различные модели брюк, юбок, блуз, платьев на базовой основе,

— контролировать соответствие фурнитуры по цвету и назначению изделия,

— устранять дефекты кроя юбок, брюк, платьев, рукавов.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе могут быть сформулированы как:

-овладение трудовыми и технологическими знаниями,

умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соотствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-умениями ориентироваться в мире профессий,

-оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности,

-составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Учебно — тематический план

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное.Цели и задачи курса. ТБ и охрана труда.

2

————

2

2

Машиноведения.

1

1



2

3

Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения.

2

8

10

4

Роль ткани и цвета в создании одежды. Фактура материала, колористика.

2

————

2

5

Системное проектирование юбок. Виды дефектов и их устранение.

6

10

16

6

Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой.

4

4

8

7

Технологическая последовательность изготовления юбок.

2

16

18

8

Системное проектирование базовой конструкции женского платья с втачным рукавом. Дефекты, их причины и способы устранения.

10

16

26

9

Технологическая последовательность изготовления женского платья.

2

36

38

10

Полезные советы при работе с различными по фактуре тканями

8

———-

8

11

Итоговое занятие

4

———-

4

Итого

44

92

136

Программа 1 года обучения.

Тема1. Введение Ознакомление с работой творческого объединения. Понятие о трудовой, технологической дисциплине и культуре труда. Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в творческом объединении.

Тема 2. Машиноведение.

История развития швейных машин. Краткая характеристика основных видов швейных машин. Технологическая и техническая характеристика стачивающих машин челночного стежка. Механизм игловодителя, его работа и устройство. Механизм нитепритягивателя, конструкция и работа. Механизм двигателя ткани. Регулятор стежка и механизм обратного хода, их конструкция и работа

Машины обметочные (оверлоги). Назначение обметочных строчек. Техническая характеристика машин. Устройство, работа и регулировка машин. Конструктивные особенности машин. Заправка нитью и управление машиной. Уход за швейными и обметочными машинами. Порядок чистки и смазки машины.

Практические работы: Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Заправка нити в обметочную машину (оверлог). Управление швейной и обметочной машиной, их смазка и чистка.



Тема 3. Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения.

Организация рабочего места для ручных и машинных работ, применяемые инструменты и приспособления. Виды ручных стежков и их назначение. Приемы выполнения ручных стежков и их применение. Виды и способы крепления фурнитуры. Технические условия для выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Подбор игл и ниток в зависимости от вида материала. Виды машинных швов и строчек. Их назначение. Приемы выполнения машинных строчек. Технические условия выполнения машинных работ. Терминология машинных работ.

Практические работы: Выполнение образцов ручных стежков. Выполнение образцов машинных стежков и строчек.

Тема4. Роль ткани и цвета в создании одежды. Фактура материала, колористика.

Определение фактуры, ее многообразие. Виды тканей и ее определение, рекомендации по уходу. Рекомендации по выбору ткани для определенного вида изделия. Роль цвета в жизни человека.

Тема 5. Системное проектирование юбок. Виды дефектов и их устранение. Правила снятия мерок. Характеристика фасонов юбок. Разновидность юбок по силуэт: прямые, зауженные или расклешенные книзу, длинные или короткие. Термины деталей кроя и конструктивных элементов(кокетка, подрез, заднее полотнище, переднее полотнище юбки.). Общие правила работы с программой «Леко», печать деталей и оформление чертежей. Возможные дефекты, причины и способы их устранения.

Тема 6. Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой. Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкройки на ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани с различным типом рисунка (одноцветным, с симметричными долевыми полосами, с поперечными полосами, с направленным рисунком, с асимметричными поперечными полосами, ворсом). Припуски на швы и обработку. Правила расчета ткани на изделие.

Практическая работа: Экономная раскладка выкройки на ткани. Расчет ткани на выбранный фасон изделия. Выполнение нескольких вариантов раскладки выкройки на ткани различной ширины.

Тема 7. Технологическая последовательность изготовления юбок. Технология раскроя. Порядок подготовки деталей кроя к сборке изделия. Способы переноса меловых линий по контуру кроя изделия. Сборка изделия на примерку. Порядок проведения примерки изделия. Выявление и исправление дефектов кроя в изделии. Последовательность и способы обработки изделия. Влажно-тепловая обработка деталей различных конструкций и различных готовых изделий.

Практические работы: Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сметывание деталей кроя. Проведение примерок, исправление дефектов. Стачивание изделий и выполнение отделочных работ. Окончательная отделка изделия и его влажно-тепловая обработка. Определение качества изделия.

Тема 8. Системное проектирование базовой конструкции женского платья с втачным рукавом. Дефекты, их причины и способы устранения.



Фигура человека и ее измерения. Общие сведения о строение фигуры человека. Правила снятия мерок. Общие правила работы с программой «Леко», печать деталей и оформление чертежей. Возможные дефекты, причины и способы их устранения. Термины деталей кроя и конструктивных элементов (спинка, полочка, кокетка, подрез, рельефы). Термины отделочных элементов (клапан, пояс, хлястик, шлевка, паты и т.д)

Тема 9. Технологическая последовательность изготовления женского платья.

Технология раскроя.Порядок сметывания изделия к примерке. Порядок проведения примерки. Выявление исправление дефектов кроя в изделии. Последовательность и способы обработки изделия. ВТО деталей готовых изделий. Осноровка изделия: подкрой обтачек, пояса, подбортов, декоративных деталей. Практическая работа: Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сметывание деталей кроя. Проведение примерок, исправление дефектов. Стачивание изделий и выполнение отделочных работ. Окончательная отделка изделия и его влажно-тепловая обработка. Определение качества изделия.

Тема 10. Полезные советы при работе с различными по фактуре тканями.

Советы при работе с такими тканями как шелк, бархат, шифон, трикотаж, кожа.

Тема 11. Итоговое занятие.

Проверка знаний пройденного материала. Подведение итогов за учебный год.








sitemap
sitemap