Программа краеведческого кружка Истоки



Согласовано на заседании Утверждаю

Методического совета Директор МС(К)ОУ МС(К)ОУ«С(К)ОШ№15» «С(К)ОШ№15

_____________________ ___________________

Н.А. Самородова Н.А.Савельева

« »_____________2013 г. « »_____________2013 г

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15» г. Магнитогорска

Программа

Дополнительного образования

Краеведческого кружка «Истоки»

Программа 3-х годичного обучения

Для детей 12 – 15 лет

Руководитель Панова Л.А.

г. Магнитогорск 2013

Пояснительная записка

Программа соответствует и базируется на основных нормативных документах Устава школы, документах по организации дополнительного образования детей:

Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5,12.5, 26.1, 28, 35:

Письма Минобрнауки России от 19.10.06 №061616 «О методических рекомендациях»:

Приказа Минобрнауки России от 16.10.07 №238 об утверждении Аналитической ведомственной целевой программы «Повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций» на 2008 – 2010 годы.

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:

— обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора, форм деятельности и общения.

— использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения знаний и опыта.

Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости подростков, их самореализация и социальная адаптация, формирование гражданской позиции, патриотизма.

В основе рабочей программы краеведческого кружка «Истоки» лежит использование национально-регионального компонента, который отражает особенности области и нашего города в социально-экономическом, историческом, природно-климатическом и культурном плане.

Актуальность и значимость.

В условиях современного общества остро стоит проблема социальной адаптации учащихся коррекционных школ. Осуществляя ее, мы должны опираться на знание той социальной среды, где мы родились и живем. Учащимся предстоит приносить пользу обществу, осуществлять посильное участие в труде и жизни трудовых коллективов промышленных предприятий города, приобщаться к культурной жизни города, изучать культурные истоки и национальные традиции народов, проживающих на территории города и области.

Краеведческое воспитание в системе коррекционного обучения играет большую роль. Изучение краеведения способствует развитию коммуникативных, мыслительных, творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и стимулирует мотивацию к познанию и творчеству. Учит их работать с книгой в библиотеке, пользоваться справочной литературой и сетью Интернет. Следить и использовать средства массовой информации.

Занятия в кружке краеведения направлены на:

воспитание и развитие гражданственности и патриотизма

формирование и развитие коммуникативных навыков, и коррекцию речи

развитие мыслительных и творческих способностей через изучение истории родного города, его проблем развития, национальных и культурных традиций

возможность использования Интернет ресурса

коррекцию эмоционально-волевой сферы через участие в творческих проектах

активное участие в поисковой работе

Новизна и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что

формирование активной гражданской позиции происходит непосредственно в процессе деятельности детей, связанной с жизнью школы, своего родного города, области.

— создаются благоприятные условия для творческого развития личности.

— развитие успешности детей через воспитание уверенности в себе, в своих силах.

Цели и задачи программы

Цель данной программы – создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, активной гражданской позиции .Воспитание настоящего гражданина России, патриота своего родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

углубить и расширить знания учащихся об истории родного города.

— познакомить с национальными традициями народов,

— дать представление о культурных центрах и промышленных предприятиях.

— Углубление мотивации к изучению краеведческого материала.

— Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

— Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками литературы и СМИ.

Коррекционно-развивающие:

коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии

— преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения

— развитие психических процессов – внимания, мышления, памяти, восприятия

Воспитательные:

формирование гражданской позиции, патриотизма.

— воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности

— воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для детей 12 – 15 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.

Режим занятий

Программа предполагает групповые занятия с детьми.

1 группа – 7 классы — 3 часа в неделю

2 группа – 8 «а», 8 «б» классы — по 3 часа в неделю

3 группа – 9 «а» класс по 3 часа в неделю

9 часов в неделю.

Занятия в краеведческом кружке пробуждают интерес к истории родного края, дают возможность развивать культуру общения, изучать народные обычаи и традиции, воспитывают любовь и уважение к историческому прошлому.

В программе прослеживаются межпредметные связи с историей, чтением, ИЗО.

Построение программы носит блочный характер и состоит из 4 блоков.

1 блок – «Культура»

2 блок- «Быт»

3 блок – «Производство»

4 блок – «Город».

Программа позволяет сочетать различные виды деятельности.

Основные методы обучения

В качестве основных методов программы избраны такие дидактические методы как

— словесные

— наглядные

— практические

— объяснительно-иллюстративные

— системный – направлен на достижение целостности и единства всех компонентов.

Формы обучения

— групповая

— индивидуально-групповая

Формы проведения занятий

Урок,

Рассказ педагога и рассказы детей,

Беседы,

Дискуссии,

Встречи с интересными людьми,

Экскурсии,

Конкурсы, викторины, кроссворды,

Создание проектов и презентаций

Что должны знать и уметь:

Основные даты, связанные с историей города.

Самостоятельно добывать знания

Применять полученные знания в жизни.

Уметь составлять и решать кроссворды

Практиковаться в умении проводить экскурсии.

Предполагаемый результат.

Предполагаемым результатом является то, что подросток получает знания, которые возможно использовать на уроках в школе и экзаменах, школьных мероприятиях и в жизни. По истечении срока обучения в школе, дети могут объективно оценивать историю своей малой родины, знать традиции и обряды народов, населяющих город, знать основные события.

Учащиеся приобретают новые умения и навыки: правильная работа с наглядными пособиями, работа с компьютером. Знание важных исторических дат и событий позволяет аргументировано отвечать на вопросы, высказывать свое мнение относительно какого-либо события или факта.

Контроль.

Формами и методами контроля в освоении краеведческой программы являются:

участие в краеведческих чтениях

создание экспозиций и выставок

создание презентаций и проектов

проведение праздников

Список литературы:

-Учебное пособие-приложение к учебнику природоведения «Природа Южного Урала» Е.В.

Григорьева Челябинск «Южноуральское книжное издательство» 2002г.

-«Окружающий мир» З.И. Тюмасева Е.В. Гуськова Челябинск «Взгляд» 2005

-Челябинская область Атлас серия «Познай свой край»

-Пособие для учителя «Краеведческая работа в начальных классах» М. «Просвещение» 1977г.

-«Голубая жемчужина» Легенды, предания, сказы. Литературная запись С.К. Власовой

-« Магнитка» Ю.Петров

— Сборник «Нашей истории строки» Магнитогорск 2005г.

— «записки пехотинца» А.Л. Карелин

Магнитогорский Дом печати 2004г.

— «Записки танкового техника» Т.С. Шустов Магнитогорск 2000г.

— Буклеты открыток о Магнитогорске

— Животные Красной книги Челябинской области Набор открыток.

— «Легенды Южного Урала» Издательство Аркаим

Календарно — тематическое планирование.

Первый год обучения.7 класс.

Блок «Культура».

Цель: Углубить и расширить знания о культурных традициях, центрах культуры.

Способствовать развитию навыков исследовательской работы.

Воспитывать навыки культурного поведения.

Прививать эстетическую культуру.

Первая четверть.

№ п./п.

тема

теория

практика

Кол. час

1

Картинная галерея «Магнитка – Отечество мое» Творчество магнитогорских художников.

«Мир самоцветов»

Всего:

1

1

1

1

2

2

3.

Музей-квартира Бориса Ручьева. Экскурсия.

Знакомство с творчеством поэта.

Творческий отчет об экскурсии.

Создание презентации о Борисе Ручьеве.

Всего

1

1

1

1

1

1

2

1

1

5

4.

Краеведческий музей. Ознакомление с экспозициями музея.

1

1

5.

Экскурсия в сквер трех поколений.

1

1

6.

Экскурсия к монументу «Тыл – фронту»

1

1

7.

Экскурсия на площадь народных гуляний.

1

1

8.

Экскурсия в оперный театр.

1

1

9.

Экскурсия в библиотеку.

Роль библиотеки в культурной жизни города.

Всего:

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap