Программа коррекционного обучения 8 вида Русский язык 2 класс_5620



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе «Программы по грамматике, правописанию и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», разработанной автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цели и задачи рабочей программы:

овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;

формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

повысить уровня общего и речевого развития учащихся;

формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;

формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;

подготовка школьников к жизни, к общению;

формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;

развитие мелкой моторики рук и их координирования;

совершенствование техники письма;

воспитание интереса к родному языку.

Нормативные и правовые документы:

 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.

Место учебного предмета  в индивидуальном учебном плане.

Учебная программа «Русский язык» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю.

Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.

Формы организации образовательного процесса:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный.

УМК: — «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.

Воронкова В.В. Русский язык. Учебник для 2 класса спец. (корр.) образовательных учреждений 8 вида. М:Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Методы, используемые на уроках:

 -метод получения новых знаний;

-метод доступности;

-метод наглядности;

Приёмы работы на уроках математики:

—   дидактические игры;

—   игровые приёмы;

—   занимательные упражнения;

—   создание увлекательных ситуаций;

—    материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Основные направления коррекционной работы:

развитие артикуляционной моторики;

коррекция речи и мышления;

коррекция фонематического слуха;

коррекция звукового и зрительного восприятия;

коррекция мышц мелкой моторики;

коррекция познавательных процессов;

коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Содержание программы

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»

Звуки и буквы.(11ч)

Во 2 классе  звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка ударения.

Слова с гласными И, Е, Ю,Я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Слово.(12ч)

В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются слова  — названия предметов.

Изучение слов, обозначающих предметы: Называние предметов и различение их по вопросам КТО? ЧТО?

Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (Стол -столы, рама -рамы).

Различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.)

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Предложение.()

        Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложения по картинке, на тему, предложенную учителем.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

      

Связная речь.()

  

Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.

Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Повторение.(3ч)

Графические навыки.

У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Совершенствование техники письма.

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путём проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением.

Структура курса

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи рассчитана на 34 часа, 1 учебный час в неделю.  В программу включены уроки:

контрольное списывание;

письмо по памяти;

контрольный диктант.

Тематика заданий  и упражнений для письма подобрана с учетом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитание нравственных качеств.

Тематический план

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

11

1

Звуки гласные и согласные.

2

Парные звонкие и глухие согласные.

2

Шипящие и свистящие согласные.

2

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога.

2

Твёрдые и мягкие согласные.

2

Мягкий знак в конце слова.

1

2

Слово.

12

1

Слова названия предметов.

4



Имена собственные.

4

Предлоги.

2

Слова с непроверяемыми гласными (словарные слова).

2

4

Связная речь.

4

1

4

Предложение.

4

5

Повторение.

3

1

Всего:

34

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса

Обучающиеся должны уметь:

-называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

-составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

-списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

-составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила; делить слова на слоги;

-писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (10-12 слов).

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Литература:

Для учителя:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.

Сборник диктантов для вспомогательной школы.

Для обучающихся:

Воронкова В.В. Русский язык. Учебник для 2 класса спец. (корр.) образовательных учреждений 8 вида. М:Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь по русскому языку: 2 класс: в двух частях, 2007г.








sitemap
sitemap