Программа клуба Безопасное колесо_36325



Государственное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Калининской Краснодарского края

Модифицированная программа клуба
«Безопасное колесо»
Классы 4, 5, 6
( 12-14 лет).

по 34 ч. в год.

Составлена воспитателем

ГС(К)ОУ общеобразовательной

школы-интерната

Митиной Светланой Валентиновной

Утверждено

решением педагогического совета

№1 от 30.08.2010

Директор школы-интерната

Морозова Л.Н. _________

Утверждено

на заседании методического совета

№ 1 от 24.08.201

Председатель методического совета

Л.В. Лазаренко. _____________

Утверждено

на методическом объединении воспитателей

ГС(К)ОУ общеобразовательной

школы-интерната

№1 от 23.08.2010 года

Руководитель методического объединения

Пивень Л.А. ______________

Методическая помощь

Лазаренко Л.В.

ст. Калининская Краснодарский край

2010 г.

Программа клуба «Безопасное колесо».

Пояснительная записка.

Сегодня в России особенно остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Ежегодно в результате дорожно — транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. человек получают травмы различной степени тяжести.

Когда ребёнок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им Правил дорожного движения.Иногда мы видим аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются дети. Исследования психологов показывают, что в особенностях психики ребёнка наблюдается разрыв в применении теоретических и практических знаний. Поэтому дети мало думают об опасностях на дорогах. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Нужно как можно раньше воспитывать в детях сознательное и правильное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность, особенно в наши дни. Необходимы все более разнообразные формы и методы работы с детьми по изучению ПДД, которые зависят от особенностей познавательной деятельности и возможностей детей с нарушениями интеллекта. Учитывая актуальность и значимость профилактических мер по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта был создан клуб «Безопасное колесо». Составлена программа клуба «Безопасное колесо» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. При составлении программы были учтены возрастные и психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта, рекомендации работников ГИББД, интересы учащихся.

Программа клуба «Безопасное колесо» предназначается для учащихся 4, 5, 6 классов школы- интерната 8 вида. Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа в год). Занятия по предупреждению ДДТТ проводятся дифференцированно и индивидуально, как на уровне постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации. Каждое занятие по программе клуба «Безопасное колесо» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Программа включает следующие разделы:

Введение

История ПДД

Участники дорожного движения

Дорога — не место для игр.

Наш друг- светофор

Знаки дорожные — друзья надёжные

Транспорт.

Заключение

Чем раньше дети начинают изучать Правила дорожного движения, тем больше уверенности, что они запомнят их на всю жизнь.

Методическое обеспечение программы

Важным условием реализации предлагаемой программы является совместная работа педагога и воспитанника клуба, возможность для ребёнка поверить в себя.

Программа клуба «Безопасное колесо» рассчитана на 3 года обучения с детьми 4, 5, 6 классов. Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме 34 часов.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей и работников ГИБДД. В программе намеренно не занесены сроки проведения мероприятий. Каждый педагог самостоятельно выбирает время их проведения с календарными датами.

Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме организуется несколько основных занятий. Все темы связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление осуществляется во время наблюдений, практических занятий в группах, работе с дополнительной литературой.

При проведении занятий используются различные формы проведения: беседы, игры, экскурсии, встречи, доклады учащихся, тестирование. В конце учебного года проводится обобщение изученного, в виде викторины «Лучший знаток ПДД», где подводятся итоги работы участников клуба за прошедший год.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Участие в конкурсах рисунков, акциях, оформление выставок ( рисунков и фото) развивает у детей творческие способности, самостоятельность и инициативность, позволяет лучше закреплять ПДД.

Проведение викторин, конкурсов, развлечений позволяет в игровой форме лучше усвоить ПДД.

На занятиях клуба используются материалы из газеты «Добрая Дорога Детства», что даёт учащимся возможность быть в курсе последних событий по изучению ПДД. Дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации и фотографии, проводится обсуждение прочитанных статей, что способствует коррекции речи, памяти, восприятия и мышления.

Основу занятий клуба составляют беседы, так как именно они дают педагогу возможность более полно раскрыть определённую тему . Чередуются разные виды работы, что снижает утомляемость детей с нарушениями интеллекта и способствует поддержанию интереса к изучаемому. Перед каждой беседой проводится большая подготовительная работа: экскурсии и прогулки по улицам, рисование по определенной теме, изготовление поделок, просмотр видеофильмов.

Одним из важнейших средств являются игры (дидактические и подвижные),соответствующие возрасту и особенностям учащихся с отклонениями в развитии. Игра — один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому она широко используется на занятиях клуба «Безопасное колесо».Игра является основным видом активности учащихся, в процессе которой он расширяет кругозор, усваивает социальный опыт.

  В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Клуб «Безопасное колесо» имеет свой девиз: «Кто знает правила движения, тому почёт и уважение!».

Программа клуба «Безопасное колесо» – это нетрадиционный подход в обучении детей с нарушением интеллекта правилам дорожного движения.

Основные цели и задачи программы:

Цели программы:

1.Образовательные:

формировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации;

познакомить с основными причинами детского дорожно- транспортного травматизма;

развивать умения пропагандировать свои знания по ПДД.

2.Коррекционные:

формировать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

развивать у учащихся такие умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость;

корректировать дефекты психического и физического развития;

развивать творческие способности;

развивать познавательный интерес к изучению ПДД

3.Воспитательные:

воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, активность, любознательность, ответственность.

Задачи программы:

1.Обучение учащихся правилам дорожного движения, углубление теоретических и практических знаний по ПДД.

2.Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания, развитие творческих способностей.

3.Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.

4. Привитие первичных навыков оказания доврачебной медицинской помощи при ДТП.

Данная программа способствует:

умственному развитию— учащиеся получают и закрепляют знания по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, делиться своими знаниями и впечатлениями, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, что способствует коррекции речи, памяти и мышления;

нравственному воспитанию— у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников, желание оказывать помощь людям пожилого возраста и учащимся младших классов в изучении и соблюдении ПДД, закрепляются навыки соблюдения ПДД. Участники клуба «Безопасное колесо» проводят пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно- транспортного травматизма;

эстетическому воспитанию— учащиеся участвуют в различных конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсах, викторинах, праздниках. На занятиях учащиеся работают с красочным материалом. Члены клуба «Безопасное колесо» выступают перед учащимися школы- интерната и их родителями на общешкольных линейках, праздниках, родительских собраниях;

физическому воспитанию— учащиеся принимают участие в спортивных конкурсах и соревнованиях, на каждом занятии проводятся подвижные игры и физминутки, что способствует развитию выносливости, ловкости, поддержанию мышечного тонуса, развитию координации движений;

трудовому воспитанию— учащиеся изготавливают необходимые для занятий пособия, дидактические игры, раздаточный и наглядный материал. Принимают участие в изготовлении декораций и костюмов для выступлений.

Содержание программы

4 класс

( 34 ч. в год, 1 час в неделю)

Введение (1 ч).

Вводное занятие. Задачи, цели клуба «Безопасное колесо» на учебный год.

2. История ПДД (4 ч)

Как появились первые ПДД. Интересные факты из истории ПДД. Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства».

Практические работы

Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения»

3.Участники дорожного движения (11 ч).

ПДД РФ- государственный нормативный документ. Обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности водителей. ПДД для велосипедистов. Как изобрели велосипед. Виды велосипедов.

Практические работы

Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу.

Инструктаж «Будь осторожен на каникулах». Коррекционное занятие (отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД ). Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Тестирование «Как правильно переходить дорогу». Инструктаж «Осторожно! Скользкая дорога!».

4.Дорога — не место для игр (7 ч)

Дисциплина на улице- залог безопасного движения. Дорожный этикет. Что значит слово «Дорога». Улица, тротуар.

Практические работы

Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Экскурсия с целью наблюдения за дорогой. Встреча с сотрудником ГИБДД.

Наш друг- светофор (4 ч)

История появления светофора. Сигналы светофоров.

Практические работы

Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время весенних каникул». Аппликация «Весёлый светофорик» (изготовление закладки).

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (2 ч)

Как появились дорожные знаки. Группы дорожных знаков.

7.Транспорт (4ч)

История появления автомобиля. Виды транспорта. Велосипед. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

Практические работы

Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом».

8.Заключение (1ч.)

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

4 класс

Учащиеся должны знать и понимать:

Историю Правил дорожного движения.

Обязанности пешеходов и пассажиров.

Обязанности водителей.

Что такое дорога, улица, тротуар.

Правила перехода дороги.

Виды транспорта.

Значение сигналов светофора.

Правила ожидание общественного транспорта.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах во время каникул.

Учащиеся должны уметь:

Определять, где следует переходить улицу и дорогу.

Различать и называть виды транспорта.

Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить дорогу.

Культурно и грамотно вести себя на улице.

Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде.

Вести наблюдение на улице и дороге под руководством педагога.

Принимать участие в практических работах по изучению ПДД.

Читать и обсуждать статьи из газеты «ДДД».

Правильно вести себя на улицах и дорогах во время каникул.

5 класс

( 34 ч. в год, 1 час в неделю)

Введение (1 ч).

Вводное занятие. Задачи, цели клуба «Безопасное колесо» на учебный год.

2. История ПДД (3 ч)

Появление первых дорожных правил в России. Интересные факты из истории ПДД.

Практические работы

Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства».

3.Участники дорожного движения (11 ч).

ПДД РФ. Причины ДДТТ. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Ответственность за нарушение ПДД: общественная, административная, уголовная. Как правильно переходить дорогу. Ты – велосипедист.

Практические работы

Инструктаж о соблюдении ПДД во время осенних каникул «Как избежать опасности на улице». Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу. Коррекционное занятие (отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД ). Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Инструктаж «Будь осторожен- гололёд!».

4.Дорога — не место для игр (5 ч)

Проезжая часть, дорожная разметка. Виды пешеходных переходов.

Практические работы

Конкурс рисунков «Детям- безопасные дороги!».Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Встреча с сотрудником ГИБДД.

Наш друг- светофор (3 ч)

Виды светофоров.

Практические работы

Игра- путешествие «Красный, жёлтый, зелёный». Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время весенних каникул».

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч)

О чём говорят дорожные знаки. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Практические работы

Экскурсия с целью наблюдения за дорожными знаками.

7.Транспорт (3ч)

Специальные транспортные средства. Как правильно вести себя в транспорте. Устройство и уход за велосипедом.

Практические работы

Практическое занятие на учебной площадке с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом и остановка.

8.Заключение (1ч.)

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Викторина «Лучший знаток ПДД».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

5 класс

Учащиеся должны знать и понимать:

Как появились первые дорожные правила в России.

Причины ДДТТ.

Ответственность за нарушение ПДД (дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская).

Понятия ГИБДД и ДПС.

Проезжая часть, дорожная разметка.

Виды пешеходных переходов.

Виды светофоров.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap