Программа интеллектуального клуба



Программа

внеурочного курса «Интеллектуальный клуб»

(Автор: Федорова И.В., учитель математики МОУ лицей № 4, г. Воронеж)

Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того, чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Программа внеурочного курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает.

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи:

развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся;

формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

формирование собственного стиля мышления;

формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умение структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;

освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 8 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов, возможно и параллелей.

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создает условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, способствует формированию ключевых компетенций:

учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях;

информационная компетенция предполагает умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете математики и других образовательных областях, и соотнесения этой информации с окружающим миром;



коммуникативная компетенция — умение представить классу итог проделанной работы, ответить на вопросы своих товарищей, работать в группе.

В работе используются компьютерные технологии, применение которых расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Принципы:

личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту учащегося, признание самобытности и уникальности каждого ученика)

природосообразность (учитывается возраст учащегося, уровень его интеллектуальной подготовки)

культуросообразность (приобщение учащихся к мировым ценностям, ориентация на общечеловеческие ценности)

Ожидаемые результаты:

развитие мотивации к изучению математики

формирование ключевых компетенций учащихся

Работа клуба строится по блокам:

история развития математики

интеллектуаль-ная игра

участие в дистанционных конкурсах

создание ЦОР

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны знать

виды дистанционных конкурсов по математике,

виды и организационные моменты интеллектуальных игр

принципы работы в команде,

способы структурирования, обработки и представления учебной информации,

методы решения творческих задач,

учащиеся должны уметь

находить информацию по заданной теме, используя различные источники, в т.ч. Интернет,

представлять информацию в различных видах,

регистрироваться, оформлять решение и отправлять результаты дистанционных олимпиад,

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с каталогами и файлами, работать с принтером,

создавать простейшие ЦОР,

Учебно-тематический план

1 четверть

История развития математики

Старинные меры длины и веса

Интеллектуальная игра

Великолепная пятерка

Дистанционный конкурс

«Познание и творчество» (математика-начальный этап)

Создание ЦОР

Презентация «Старинные меры длины и веса»

Информационный листок о математике

2 четверть

История развития математики

Устный журнал «Великие математики»

Интеллектуальная игра

Счастливый остров

Дистанционный конкурс

Сократ (игра 601)

Создание ЦОР

Устная работа «Проценты»

Информационный листок о великом математике

3 четверть

История развития математики

Лента времени «Положительные и отрицательные числа»

Интеллектуальная игра

Игра «Что? Где? Когда?»

Дистанционный конкурс

Российский конкурс «Эрудиты России» — «Конкурс смекалки»

Создание ЦОР

Создание дидактического материала для 2 класса

Буклет «Рациональные числа»

4 четверть

История развития математики

Цикл бесед «Математика и красота»

Интеллектуальная игра

Счастливый случай

Дистанционный конкурс

«Познание и творчество»

Создание ЦОР

«Математическая разминка»

Формы подведения итогов реализации программы

Участие в различных конкурсах

Проведение интеллектуальных игр

Создание ЦОР

Подведение итогов года и награждение победителей конкурсов

Достижение воспитательных результатов

I уровень

приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности (норм этики и морали, базовых общественных ценностей),

познавательные занятия, олимпиады, конкурсы, организуемые педагогом

II уровень

формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (позитивное отношение к знанию),

познавательные занятия с элементами проблемно-ценностного общения, совместно организуемые школьниками и педагогом КТД

III уровень

получение школьниками опыта самостоятельного социального действия,

достигается путем проведения учащимися самостоятельно различных командных игр, создания ЦОР








sitemap
sitemap