Программа интегрированного специального курса Русский дом



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Королева С. Е., Фирсова О.В.

РУССКИЙ ДОМ

программа

интегрированного специального курса

г. Владимир — 2009

Авторы:

Королева Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

Фирсова Ольга Венедиктовна, учитель музыки 1 квалификационной категории

Научный редактор:

Куликов А.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО

Настоящее программа является оригинальным решением важной научной проблемы педагогики и психологии – проблемы использования потенциала отечественной культурно-педагогической традиции в организации системы внеклассной работы и дополнительного образования по формированию духовно-нравственной сферы личности школьника, определяющей ее становление в условиях современной светской общеобразовательной школы на основе этических ценностей Русского Православия.

Программа адресована всем тем, кто занимается духовно-нравственным строительством и возрождением личности человека.

Пояснительная записка

Обновление содержания системы современного духовно-нравственного воспитания на основе традиционных для русской культуры этических ценностей Русского Православия является насущной потребностью государственного образовательного учреждения.

Повышенный интерес к этическим ценностям Русского Православия позволяет создать условия для углубленного изучения отечественной культуры, воссоздающей картину целостного мира.

Обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, культуре особенно важно в наше время, когда утрачены многие этические ценности. И если это не сделаем мы, то кто же?

Интегрированный спецкурс «Русский дом» — один из возможных вариантов изучения отечественной культуры.

Основная цель программы заключается в переосмысление роли русской культуры в формировании национального самосознания, определяющего духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций и обрядов русского народа.

Основными задачами программы являются:

— ознакомление учащихся с семейно-бытовыми обрядами,

— формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, потребности изучать историю и культуру своего края,

— духовно-нравственное совершенствование личности ребенка,

— формирование его причастности к богатейшему наследию русской культуры и чувства ответственности за его сохранность,

— развитие творческих способностей учащихся;

— обогащение учащихся знаниями о русских народных промыслах,

— расширение знаний о разновидностях русского фольклора,

— обучение учащихся практическим приемам и навыкам работы с различными материалами по мотивам русского декоративно–прикладного искусства.

Интегрированный специальный курс «Русский дом» рассчитан на 4 года обучения (5-8 классы) и ведется по 2 часа в неделю за счет часов дополнительного образования.

Главная особенность реализации данной программы заключается в том, что над решением заявленных в ней задач работает не один учитель, а творческий коллектив учителей-предметников: русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.

Содержание программы:

1 год обучения. Календарь.

Данная программа построена по принципу повторения и расширения объема знаний. Учащиеся расширяют свои знания о календаре, полученные в начальной школе. Знания о годовом цикле праздников подводят детей к пониманию бесконечности жизни природы, осознанию мысли о том, что человек должен успеть в «свой круг жизни» оставить на земле лучшую память о себе.

2 год обучения. Родильные обряды. Материнская школа. Детство

Этот год обучения предполагает знакомство с обрядами народа при рождении ребенка, изучение детского фольклора. Практические занятия предусматривают изготовление игрушек из соломы, теста, тряпичной куклы, пошив детского приданного, знакомство с лоскутной техникой изготовления швейных изделий. Эта программа готовит учащихся (особенно девочек) к семейной жизни.

3 год обучения. Игрушка. Рекрутские и похоронные обряды.

В течение первого полугодия дети знакомятся с традиционными народными промыслами, занимающимися изготовлением игрушек. Сами выполняют и расписывают игрушки. Это способствует развитию творческих способностей ребят.

Во втором полугодии учащиеся знакомятся с рекрутскими и похоронными обрядами.

4 год обучения. Свадебные обряды.

Этот год обучения предполагает знакомство учащихся со свадебными обрядами – самыми значительными во всей народной обрядности.

Такой подход к культурному наследию русского народа позволит им осознать свою причастность к тысячелетней богатейшей истории нашей Родины, поможет впитать в себя высокие этические и эстетические нормы, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум и мудрость народную, его талант.

Через призму отечественной истории жизни и быта наших предков ребята смогут познать себя, осмыслить нашу современную действительность, сформировать в себе высокоразвитый вкус, потребность художественных впечатлений, пробудить в себе свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Знакомство с русскими национальными промыслами привьёт детям интерес к труду, к творчеству, к внутренней и внешней культуре.

Организация и участие в проведении народных праздников, знакомство с народным календарём, с музыкально-литературным фольклором, народной одеждой, обрядовой едой составит у ребят целостное представление о русской культуре. Её традиции, богатство, красота и сила духа русского человека наполнят их гордостью за великую страну Россию, научат использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, что послужит неразрывности и преемственности традиций нашего народа, основанных на глубокой духовной связи прошлого и настоящего.

В результате учащийся должен:

1. иметь знания об отражении синкретичного (первобытного) сознания человека в русском фольклоре, об отражении христианских истоков мировосприятия русской литературой и искусством и уметь видеть самобытность русской литературы и искусства;

2. иметь эстетически развитый вкус и уметь самовыражаться, оценивая явления литературы и искусства через критическое к ним отношение посредством анализа и синтеза.

3. иметь представление о русской культуре как части вселенской христианской традиции и уметь преумножать ее материальные и духовные ценности.



Тематическое планирование.

1-ый год обучения

Интегрированный курс «Русский дом»

Авторы программы:

▪ Королева С.Е. – учитель литературы

▪ Фирсова О.В. – учитель музыки

КАЛЕНДАРЬ

Кол-во часов

Литература

Музыка

Изобразительное искусство

Трудовое обучение

1

Общие сведения о календаре. Календарь – способ счисления дней в году. Тесная связь трудовой деятельности народа с природой

Старинные обряды и праздники.

Музыкальный фольклор.

Оформление обложки календаря-раскладушки.

Конструирование из бумаги

календаря-раскладушки.

1

Праздники языческие и христианские.

Хороводные песни.

Эскизы на тему: «Символика праздников».

Вышивка на тему: «Символика праздников».

1

Летние обряды.

Три спаса.

«Горох» (исполнение)

«Тяни холсты» (разучивание).

Оформление листа календаря.

Рецепты блюд из яблок.

1

Осенины. Жниво. «Бабье лето»

«Тяни холсты» (исполнение).

«Как в болоте» (разучивание).

«Нива, нива, подай мою силу» (разучивание).

Оформление листа календаря.

Коллаж из осенних листьев, веток на холсте.

1

Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение. День заклинания плодородия и земледелия. Разговор рябины от болезней и глаза навесь год.

«Уж ты сад» (разучивание).

«Тонкая рябина» (разучивание).

«Как в болоте» (исполнение).

«Пора, пора домой идти» (исполнение).

Аппликация по мотивам библейских сюжетов.

Оформление зимнего букета с использованием веток рябины.

1

Покров. Начало посиделок.

«Прялица» (разучивание).

«Тонкая рябина» (разучивание).

«Вейся, капустка» (исполнение).

Коллаж по мотивам библейских сюжетов.

Коллаж из цветной бумаги, кусочков ткани, пластилина.

1

Введение в храм Пресвятой Богородицы.

«Ой, ты зимушка» (разучивание).

«Летел кочеток» (исполнение).

«Сею, вею» (разучивание).

«Ох, овсень» (исполнение).

1

Обереги дома, матери, себя.

Праздник Николы зимнего.

«Ой, ты зимушка» (исполнение).

«Летел кочеток» (исполнение).

«Сею, вею» (исполнение).

Эскизы оберегов.

Изготовление оберегов из кожи, ниток, бусин.

1

Святки. Рождество Христово.

Разучивание и исполнение колядок.

Роспись на ткани.

1

Страшные вечера. Гадание.

Крещение Господне.

Подблюдные песни:

«Золото хоронили» (исполнение)

«Сидит волчище» (разучивание).

Беседа по работам художника А.Иванова.

1

Встреча зимы и весны.

Сретенье Господне – Встретение.

«Ой, зимушка-сударушка» (исполнение).

«Как на тоненький ледок» (разучивание).

Эскизы по мотивам праздника Сретенье Господне.

Вышивка по мотивам праздника Сретенье господне.

1

Проводы зимы. Масленица.

«Пришла масляна неделя» (разучивание).

«Блины» (исполнение).

«как встала я ранёшенько» (исполнение).

Рисование куклы-чучела.

Обрядовая еда.

1

Великий пост — очищение души и тела.

Рецепты и приготовление постных блюд.

1

Три встречи весны.

Алексей – с гор потоки.

Праздник отпущения птиц на волю.

Веснянки.

Заклички.

Жавороночки.

Эскизы птиц из теста.

Жавороночки из теста – символ прилетающих птиц.

1

Пасха. Красная горка. Крашение яиц. Выпечка куличей. Игры, развлечения.

Пасхальные звоны:

Астафьев «Христос Воскрес».

«Колокольцы-бубенцы».

Раскрашивание пасхальных яиц.

Ритуальная еда.

1

Егорьев день. Великомученик Григорий Победоносец.

Пастушьи сигналы и наигрыши:

«Окликания Егория» (слушание).

«Горох» (исполнение).

«Тяни холсты» (исполнение).

«Коровушка» (разучивание).

Оформление календаря-раскралушки

Оформление выставки работ

1

Летние обряды и праздники.

Обряд завивания березки

1

Экскурсия в детский музейный центр. Посещение экспозиции «Русский дом».

2й год обучения

Интегрированный курс «Русский дом»

Авторы программы:

▪ Королева С.Е. – учитель литературы

▪ Фирсова О.В. – учитель музыки

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ.

МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА.

Кол-во часов

Литература

Музыка

Изобразительное искусство

Трудовое обучение

1

Древнее происхождение.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap