Программа и содержание урока на основе технологии модерации



ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Математика. Урок – экскурсия. «История космонавтики».

Обобщающий урок по теме: «Умножение десятичных дробей».

Класс

5 класс

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

5-7 мин

Упражнение «Узнай название первого космического корабля».

Ученики имеют карточки:

К

4,4

О

0,87

Т

0,19

С

3,9

О

1,4

В

2,1

0,62

5,8

Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения к друг к другу.

Группы: все учащиеся (30 человек).

Проведение: Учащиеся рассаживаются полукругом в два ряда. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока «Через знания к звездам»! Обговорить с учащимися, как они понимают эти слова? Это позволит наладить контакт с учениками. На интерактивной доске предложены следующие задания: Узнаем название первого космического корабля, решив устно примеры: 2,7 – 0,6;

3,5 + 2,3;

0,84 – 0,22;

0,57 + 0,3;

2 – 0,6;

5,8 – 1,9;

3,6 + 0,8;

0,67 – 0,48.

Из имеющихся карточек необходимо составить правильно слово «ВОСТОК»

( урок сопровождается презентацией). На слайдах ученики проверяют свои результаты, имеется исторический экскурс. Портреты Ю.А. Гагарин

Вхождение или погружение в тему

Формирование ожиданий учеников

2-3 мин

Метод «Я хочу научиться».

Материалы: песочные часы.

Фломастеры, лист формата А4

Цель: выяснить ожидания учащихся на данном уроке.

Проведение: ученикам предлагается разделиться на 4 группы, каждой группе необходимо самостоятельно выбрать и сформулировать цели урока. Например, а) закрепить вычислительные навыки умножения десятичных дробей;

б) уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения с десятичными дробями;

в) вызвать интерес к занятию, показать связь изучаемого материала с жизнью; г) узнать как можно больше информации о первом полете человека в космос. И т. д. Записные цели каждой группы вывешиваются на информационную доску.

Интерактивная лекция

10 – 12 мин

Метод «Инфо-угадайка».

Каждая команда имеет цветной лист бумаги А3, на нем выполняется задание, фломастеры, карандаши цветные. Решение, по желанию учащихся, можно сопровождать рисунками.

Цель: оживление внимания; структурирование материала.

Проведение: каждая группа получает по заданию: 1.Узнаем, в каком году был совершен этот легендарный полет. Для этого найдем значение выражения.

( (12 – 1,1) 18 – 0,1 ) 10

2. Найдем теперь массу корабля в килограммах.

(212,5 3,2 + 193) : + 3755 ;

3.Определим, на какой высоте над землей пролетел Восток. Для этого найдем корень уравнения.

8х + 2х + 5х – 14х – 46 = 281;

4.Сколько же минут длился этот полет?

Решите уравнение, найденный корень умножьте на 100.

5х – 3х = 2,16;

Учитель предлагает ребятам побыть немного художниками и на обратной стороне листа изобразить рисунок по теме задания.

По окончанию работы каждая группа представляет свои результаты (ответ) и картинку на информационной доске.

Эмоциональная разрядка

8 мин

Метод «Галерея».

Рисунки детей.

Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение.

Проведение: представитель от каждой группы по очереди предлагает решение упражнений с объяснениями. Правильность выполнения заданий проверяется по слайдам презентации.

Работы учеников и слайды презентации позволяют учащимся получить эмоциональную разрядку.

Проработка содержания темы

10 мин

Метод «мини- презентация». Листы формата А4 разных цветов: красные, желтые, зеленые, синие.

Цель: проверка знаний и умений учащихся.



Проведение: самостоятельную работу все учащиеся выполняют в группах индивидуально, в роли консультанта – учитель. Каждая команда выполняет задания на листах одного цвета. Каждое задание на отдельном листе. Решения вывешиваются на доску. В результате можно сразу определить объем, быстроту и результативность выполнения заданий.

Решив самостоятельную работу, вы узнаете:

1) Сколько весит скафандр космонавта на Земле? (48,2кг)

2) Для того чтобы его надеть требуется … минут. (45мин.)

3) В открытом космосе в нем можно работать … часов. (7 часов)

4) Сколько раз можно использовать скафандр для выхода в открытый космос? (25 раз)

Самостоятельная работа.

1) Решите уравнение: 5х – 3х =96,4.

2) Найдите расстояние между точками, заданными своими координатами А(55,2); В(10,2).

3) Вычислите: 2 1,1 + 2 2,4.

4) Вычислите: (12,34 – 3,56) 14 – 97,92.

Правильность выполнения задания проверяется по слайдам презентации с объяснениями и комментариями.

Подведение итогов

3 мин

Метод «Дублер».

Индивидуальные карточки-задания на дом.

Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя выполнения домашнего задания учащихся.

Проведение: Сообщение учителем исторического экскурса.

«Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток – 1» и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос дублер Герман Степанович Титов. Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после гагаринского «К старту готов»! Титов снял шлем и превратился в наблюдателя.

Вот что вспоминал Г. С. Титов о полете Гагарина. «Ракета отбрасывала ступень за ступенью. Наконец мы услышали короткий доклад космонавта. Гагарин сообщил, что наступила пора невесомости – корабль вышел на орбиту»!

Учитель задает вопрос классу «Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок, перед тем как задать вам домашнее задание? Свяжите свой ответ со словом «дублер».

Для закрепления пройденного материала необходимо выполнить

Домашнее задание.

1. Вычислите рациональным способом:

а) 3,7 2,4 + 3,7 3,6;

б) 4,8 6,25 – 4,8 6,24;

2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда измерения, которого равны 0,8м; 0,9м; 0,4м.

3. Выполните действия.

а) 8,6 4,35; б) 0,32 0,25; в) 24 0,56; г) 61,699 : 158.

Эмоциональная разрядка (разминка)

2 мин

Игра «Космический дождь».

Цель: создать положительные эмоции

Проведение:

Заключение. Игра «Космический дождь».

Для игры приготовьте свои ладони. Левая ладошка – это наш корабль, правя – дождик. Понятно?

Неожиданно на наш космический корабль упала дождинка, потом две, потом три, четыре и … пошел космический дождик, который превратился в ливень. Сильный, сильный! Но он стал затихать: четыре капли, три капли, две, последняя … и стало совсем тихо – тихо!

Спасибо! Урок закончен!

1. Продумайте, как и за счет чего организовать на каждом этапе урока эффективное протекание ключевых процессов модерации?:

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

В процессе совместной работы обучающихся на первом этапе урока (организационный момент, вхождение) и при подведении итога урока осуществляется интеракция учитель-класс. При выполнении практических заданий, учащиеся делятся на 4 ранее организованные группы. Целью каждой группы является обсуждение конкретных вопросов по изучаемой теме, решение заданий. Консультант в каждой группе оказывает помощь на всех этапах учебного процесса. В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Упражнения к уроку подобраны таким образом, что каждое задание сформулировано в виде интересного вопроса, и практически каждый ученик желает знать, например, сколько длился полет или сколько часов можно работать в открытом космосе. Однако по разным причинам, у некоторых учащихся при выполнении заданий возникают затруднения, тогда на помощь приходят карточки с алгоритмом решения, консультанты или (что бывает крайне редко), организуется дополнительная группа: учитель- ученик; учитель-малая группа. При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, понимание и проницательность для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

К рассматриваемому уроку, подготовлена презентация, где каждый этап сопровождается слайдами и звуковыми эффектами. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. В процессе урока ученики представляют свои рисунки по теме. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений! На уроке мы используем следующие материалы: цветной лист бумаги А3, фломастеры, карандаши цветные, компьютер, интерактивная доска.

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

На первых этапах урока учащиеся самостоятельно выбирают и формулируют его цели и задачи. Значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Использование игровых методов обучения, различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. В конце урока ребята сами видят свои результаты. Определяется лучший ученик команды в различных «номинациях». Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В результате наблюдается значительный рост повышения мотивации учащихся, раскрывается и развивается потенциал каждого участника команды. При выполнении и проверки домашнего задания, каждый ученик для своей команды может, заработать дополнительный балл как при ответе у доски, так и роли консультанта.

В процессе своей педагогической деятельности стараюсь быть для своих учеников наставником, другом, уважать ученика и учиться у него, поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка. Позитивный настрой учителя, положительная, доброжелательная энергетика урока, различные формы и методы проведения уроков обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий НАШ урок.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

На своих уроках четко ограничиваю время проведения каждого этапа урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока. В своем планировании, в конце каждого раздела (темы) заполняется следующая таблица

Фамилия

учащегося

пожелания

замечания

Требуется индивидуальная консультация

На информационной доске аналогичные таблицы вывешиваются к каждому уроку. Ученик может написать свои пожелания, замечания и если требуется индивидуальная консультация, получить ее на дополнительном занятии.

Когда учащиеся работают в группах, старюсь настроить их на выполнение заданий, поддержать в нужную минуту или корректно сделать замечание, создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Работа в группах основана на взаимопонимании и уважении, стараемся жить и работать по правилам.

Правила жизни в классном коллективе

1. Ни одного дня без доброго дела

2. Что посеешь, то и пожнешь.

3. Нас классная семья недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила

4. Твои способности – в твоей власти.

5. Твори, выдумывай, пробуй.

6. Стремись объять необъятное.

7. Родина – не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать.

Как учитель предметник и как классный руководитель воспитываю у учащихся ответственность, самостоятельность, доверяю своим воспитанникам и помню, что все дети талантливы; плох не ребенок, плох его поступок; в каждом ребенке чудо, ожидай его.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

Рефлексия — обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока «Через знания к звездам»! Обговорить с учащимися, как они понимают эти слова? Это позволит наладить контакт с учениками. Следующий вид рефлексии — это оценка своей деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?» Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Б. Проанализируйте, какие сложности возникли у Вас при составлении программы урока, построенного на основе технологии модерации и АМО.

Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока

Комментарии

1.

Недостаточно печатных изданий и пособий по математике с разработанными АМО для учащихся общеобразовательных школ.

Учитель со стажем самостоятельно разрабатывает АМО и использует на своих уроках технологии модерации, а начинающему педагогу необходима помощь.

2.

Отсутствие современной материально- технической базы во многих школах.

Без комментариев.

Анкета для учащихся, присутствовавших на уроке, построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap