Программа гражданско-патриотического воспитания Росинка_36307



ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Р О С И Н К А» (для детей 7-14 лет)

Составитель: Полтева Оксана Григорьевна, воспитатель

Государственное учреждение социального обслуживания населения

Тульской области «Социально – реабилитационный центр для

несовершеннолетних Белевского района» г. Белев

Описание работы: программа предназначена для воспитателей, организующих воспитательную работу с детьми школьного возраста ( от 7 до 14 лет). Программа направлена на формирование патриотического сознания детей, нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, посредством этнических понятий русской духовности.

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота.

Происходящие в современном обществе процессы: смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, криминализация – болезненно сказываются на подрастающем поколении. Сегодня происходит разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Политические, социально – экономические проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества.

Многие дети оказываются в асоциальной среде.

С марта 2012 года я работаю воспитателем в государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Белевского района Тульской области».

Только за 2012 год в центре находилось 116 детей.

В центре жизнь воспитанников максимально приближена к домашним условиям: разновозрастные группы, дети учатся в школах города, комнаты обустроены домашней мебелью и аппаратурой, практикуется гибкий режим дня, который расширяет свободу поведения, самостоятельность выбора воспитанниками разнообразной совместной и индивидуальной деятельности и пр. Организована система дополнительного образования, способствующая формированию здоровой личности, успешно адаптирующейся в огромном мире социальной жизни.

Дети, проживающие в центре, чаще всего приходят из несостоятельных семей, где процветает пьянство, жестокость, насилие. Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организованного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные и культурные учреждения. От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра.

Моя основная задача как воспитателя реабилитационного центра – помочь растущему человеку, дать ему дополнительное воспитание, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

Размышляя о том, каким образом мне необходимо строить работу с дезадаптированными детьми и знакомясь с различной литературой, я поняла, что помощь мне сможет оказать русское народное творчество.

Фольклору отводится первостепенное место в выполнении задач нравственного, этического, патриотического воспитания. Он осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно — образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.

На основе анализа работы центра «Надежда», мною была разработана и внедрена программа воспитания «Росинка» (воспитание у детей любви к Родине, интереса к народной культуре, развитие творческой активности несовершеннолетних, посредством устного народного творчества).

Предметная область: программа имеет большое значение в социально-реабилитационной работе с воспитанниками центров, домов -интернатов.

Цель программы: содействие личностному развитию воспитанников через приобщение к традициям русской культуры.

Основные задачи программы:

1. Содействовать нравственно – волевому развитию детей на основе разнообразной творческой деятельности.

2. Обеспечивать снятия у ребенка остроты эмоционального напряжения или стрессового состояния .

3. Расширять знания и развивать интерес к русскому народному фольклору, показать его связь с современной жизнью.

4.Развивать творческий потенциал детей и познавательную активность путем знакомства с русским фольклором.

5.Развивать эмпатию – умение сочувствовать, сопереживать своим близким

6. Формировать приоритет здорового образа жизни.

7. Готовить детей к успешной адаптации в социуме.

8. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма как важнейшей нравственной и духовной основы человека.

9. Предупреждать возникновение и развитие девиантного поведения.

Программа, которую я разработала, востребована.

Диагностика показала, что:

дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;

используют в активной речи русский фольклор;

умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

принимают активное участие в проведении народных праздников;

знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

знают историю русского костюма, русской национальной обуви;

умеют различать изделия разных народных промыслов;

фольклор создает благоприятные условия для успешной социализации детей, их самовыражения, развития и раскрытия способностей;

посредсвом творческой деятельности у детей повышается самооценка

Глубокий социально – педагогический потенциал фольклора отмечен многими исследователями. С помощью фольклора можно:

— регулировать поведение воспитанников, соотносить его с групповым и коллективным поведением;

— успешно адаптировать ребенка в социокультурном пространстве через принятие нравственно – ценностных норм;

— достигать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощенности, внутреннего преображения на общем празднике.

Программа разработана для детей школьного возраста от 7 -14 лет.

Формы проведения занятий:

1.Беседы.

2. Тематические занятия.

3. Викторины.

4. Устные журналы.

5. Конкурсные программы.

6.Фольклорные игровые программы.

7. Посиделки.

8..Экскурсии в музей города.

9. Посещение концертов фольклорных коллективов города.

10.Проведение фольклорных народных праздников.

11. Пение народных песен.

12. Рисование (роспись).

Методическое обеспечение воспитательного процесса:

— книги, методические пособия;

— иллюстрированные материалы;

— методические разработки;

— аудио – и видеоматериалы;

— диагностический инструментарий.

Конечный результат курса предполагает, что у воспитанников :

1. Сформированы нравственно – волевые качества.

2. Снижен уровень эмоционального напряжения.

3 Сформирована положительная мотивация к изучению произведений русского фольклора, понятна его связь с современным обществом.

4. Дети самостоятельно изучают произведения устного народного творчества, у них развит интерес к русским народным промыслам и ремеслам.

5. Наличие чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к труду.

6. Заботливое отношение к своему здоровью; стремление к здоровому образу жизнью, отсутствие вредных привычек.

7. Сформирована готовность к успешной адаптации в социуме.

8. Наличие любви к Родине, чувства патриотизма.

9. Наличие адекватного поведения, характеризующегося соблюдением принятых социальных норм поведения.

Рецензия на программу «Росинка»

Полтевой Оксаны Григорьевны,

воспитателя ГУСОН ТО «СРЦН «Надежда»

Белевского района Тульской области»

Программа «Росинка», разработанная воспитателем ГУ СОН ТО «СРЦН «Надежда» Полтевой Оксаной Григорьевной, предназначена для реабилитационной работы с детьми школьного возраста (от 7 до 14 лет). Основная идея программы – социализация воспитанников; формирование патриотического сознания, нравственных качеств на основе разнообразной творческой деятельности, посредством этнических понятий русской духовности. В настоящее время , в период социальной перестройки, данная проблема стоит очень остро.

Настоящим стихийным бедствием можно считать обрушившийся на людей с экранов телевизоров поток безнравственности, несущий в себе разрушительную силу, сметающий веками устоявшиеся нравственные общечеловеческие ценности, связанные с идеями добра и зла. Молодые люди, не защищенные прочными нравственными устоями, попадают под влияние воздействия предлагаемой жизни (трансвеститы, геи, путаны и пр.) и легко принимают все это за эталон для подражания, что тлетворно воздействует на духовно – нравственное состояние подрастающего поколения. Внутрисемейные конфликты, пьянство взрослых, отсутствие любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость — вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Программа «Росинка» призвана оказать помощь воспитанникам в формировании нравственно – волевых качеств научит адекватному поведению, характеризующемуся соблюдением принятых социальных норм и правил, поможет почувствовать гордость за свой народ, научить использовать произведения русского народного фольклора в различных ситуациях повседневной жизни, так как в них скрыта вековая мудрость.

В программе четко сформулирована цель и задачи, которые необходимо решить.

Календарный принцип построения программы обуславливает последовательность в изучении тематического материала.

Разнообразные формы и методы работы, предусмотренные педагогом, позволяют сделать занятия непохожими друг на друга.

Программа имеет диагностическое сопровождение, что позволяет отследить результаты реабилитационной работы.

Программа представляет интерес для педагогов социально — реабилитационных учреждений, занимающихся коррекционной работой и формированием личностного потенциала воспитанников.

Заместитель директора

по воспитательно – реабилитационной – работе_____________________ Бутрина Н.Н.

Тематический план

№ п/п

Названия разделов, тем

Количество часов

Всего

На теоретические занятия

На практические занятия

1.

Путешествие в прошлое.

6

5

1

2.

Народные праздники

9

9

3.

Народные промыслы и ремесла.

7

3

4

4.

Русские обряды и обычаи.

6

1

5

5.

Музыкальное наследие народа

5

1

4

6.

Основы фольклора

7

3

4

Итого:

40

13

27

Календарно – тематическое планирование

Сроки

Тема занятия

Краткое содержание

занятия

Используемые методические материалы

Сентябрь

Введение. Истоки русской старины

Сообщить воспитанникам о направлениях программы «Росинка», провести обзорную экскурсию по фольклорному наследию русского народа в игровой форме.

Фольклорные посиделки / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск:Красико-Принт,2008г.

Сентябрь

Путешествие в прошлое.

«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим».

Познакомить с понятием «фольклор». Ознакомление с образцами русского народного фольклора.

Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского языка. М.: Моск. Рабочий,1994 г., 217 – 225.

Сентябрь

Быт и дом крестьянина.

Познакомить с основными занятиями крестьян, образом жизни, дать определение понятиям: соха, борона, сноп и т.д. Совершить путешествие в русскую избу.

Введение в историю. 4 кл.: Поурочные планы по учебнику Е. В. Саплиной «Введение в историю. 3 – 4 классы» / Сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

Сентябрь

Русские народные праздники.

Осенний цикл народных праздников. «Капустник».

Знакомство с историей возникновения капустных вечорках, показать, как правильно рубят и засаливают капусту. Разучивание поговорок об осенних месяцах, игра «Вейся капустка».

Емец М. Поляна игр: сценарий осеннего фольклорного праздника // Народное образование. — 2002.- № 5.

Октябрь

Поэзия народного костюма. Сарафан и кафтан.

Познакомить с видами мужской одежды (рубаха, порты), женской одежды (сарафан, душегрейка, сорочка).

Фокина О. В. Сарафан и кафтан.// Читаем, учимся, играем. – 2008.- № 2.

Октябрь

Русские народные игры. Их значение в жизни людей.

Знакомство с историей возникновения народных игр, их многообразием. Разучивание игр: «Золотые ворота», «Чехарда», «Бабки», разучивание жеребьевок.

Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М.: Дет. лит., 1988.

Некоторые игры без предметов// Читаем, учимся, играем. – 2008, № 8.

Октябрь

Русские лапти.

Дать понятие: лапти – это плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок – косичек, именуемых «оборами». Ребятам предлагается объяснить пословицы о лаптях, сплести оборы.

Кислова Е. В. Лапти – лапоточки. // Читаем, учимся, играем. – 2008. — № 3 Райкова Ю., Деревянко Т. « Мастерство тому дается, кто весь делу отдается» // Воспитание школьников. – 2001. — № 9.

Октябрь

Осенний цикл народных праздников.

« Покров – батюшка».

Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. Исполнение песен «Блины», «Сидит дрёма», проводится игра «Царевна и царевич»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap