Программа духовно-нравственного воспитания в 1 классе_36262



Администрации Новичихинского района

Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лобанихинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

МО учителей начальных классов МОУ Лобанихинская СОШ

___________/Романова Н.П./

Протокол № ___ от «____»

_______________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ ЛобанихинскаяСОШ

__________/Стукалова Л.П./

«___»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Лобанихинская СОШ

_____________/БарсуковаВВ/

Приказ № от «___»__________201___г.

Рабочая программа

Духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации учащихся 1 класса

на 2012-2013 учебный год

Составитель

Романова Наталья Петровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

с. Лобаниха, 2012

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основойПрограммы духовно- нравственного развития воспитания и социализации учащихся 1 класса МБОУ Лобанихинская СОШ являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ Лобанихинская СОШ.

Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности праведливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Главная задача учебно-воспитательного процесса — создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье в условиях МБОУ Лобанихинская СОШ.

Инновационным понятием в Программе является понятие «уклад школьной жизни»

Уклад школьной жизни класса интегрирован в урочную, внеурочную,внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни класса принадлежит:

учителю (классному руководителю) Романовой Н.П.;

учителю физкультуры Кругловой Т.В.;

родителям учащихся.

Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса» содержит 6 разделов:

«Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся »;

«Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и

социализации школьников»

«Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся »

«Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся»;

«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по

духовно-нравственному воспитанию и социализации учащихся »;

«Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и социализации

учащихся начальной школы»

I.Цели и задачи духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации учащихся

Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены задачи воспитания и социализации учащихся 1 класса:

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм ;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как к основе российского общества;

формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

II. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и социализации школьников

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм(любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество);

здоровье физическое и здоровый образ жизни.

III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся

Организация развития, воспитания и социализации учащихся 1 класса в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

п/п

Направления

Ценности

1.

Я люблю Отечество…

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.

Доброту откроет сердце

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира

з. А

Делу — время, потехе — час

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. .

Трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4.

Спорт и здоровье

Формирование ценностного отношения к — здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.

Свет родных берёз

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

6.

Добрые традиции моего дома

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество

IV. Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся

4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся

Первоклассники требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,

педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Программа воспитания и социализации учащихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада жизни класса.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример — это персонифицированная ценность.

4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и %

обязанностям человека:

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе

субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку

межнационального общения;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории

России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,

населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в

населенном пункте, на природе;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к

невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и

младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на

взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться

«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

первоначальные навыки коллективной работы;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,

педагогов, сверстников;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его

образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение

здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных

соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание

активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам,

выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap