Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников



ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «НАЧАЛА НРАВСТВЕННОСТИ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………….. .1

2. Нормативно правовая база…………………………………………………… .2

3. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей……………………… 2

4. Цель и задачи программы…………………………………………………….. 4

5. Ожидаемый результат………………………………………………………… 4

6. Содержание……………………………………………………………………. 5

6.1. Ценности и отношения……………………………………………….. 5

6.2. Знания…………………………………………………………………. 6

Темы к размышлению для этических бесед……………………… 6

Изречения великих людей о нравственности…………………….. 7

Список личностей…………………………………………………… 9

Книги для чтения…………………………………………………… 9

Мультфильмы и фильмы для просмотра………………………….10

6.3. Умения и навыки………………………………………………………10

6.4. Социальные роли и позиции………………………………………… 11

6.5. Жизненный опыт……………………………………………………… 12

7. Модель реализации программы………………………………………………. 15

Направления развития духовно-нравственного воспитания детей……..15

Система мероприятий по реализации программы……………………….16

8. Используемая литература………………………………………………………23

9. Приложения……………………………………………………………………..27

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа разработана для реализации в течение двух учебных четвертей II-ой и III-ей (с ноября по март) и рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Мы – коллектив авторов: Кузьмина Елена Сергеевна и Пырова Лариса Николаевна составили свою программу «Начала нравственности», которая направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся на основе всемерного использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации; современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы МОУ «СОШ № 26» г. Стерлитамак. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.

2. НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422);

Социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от 154.12.2002 г. № 30-51-914/16);

Закон «О защите прав ребенка»,

Концепция модернизации Российского образования на 2004-2008 гг. и на период до 2010 г. от 29.12.01. №1756-р.;

Закон Республики Башкортостан «Об образовании»;

Программа развития образования в Республике Башкортостан на 2004-2005 годы (Одобрена постановлением Правительства РБ от 31 декабря 2003 г. № 323);

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма у российского общества» (2001-2005 гг.)

Республиканская программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»; Уфа, 2004 г.

Программа развития образования в г. Стерлитамак на 2004-2008 г.

Городские программы «Духовно-нравственное воспитание», 2007-2010 гг.; «Концепция семейного воспитания», 2004 г.

3. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

В последние годы несколько ослаб педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей и молодежи, участие подростков в социальной деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются недостаточными. Ученические органы самоуправления в школах развиваются медленно. Образовательные учреждения после свертывания деятельности пионерской и комсомольской организаций в 1990 году в незначительных объемах используют новые формы реализации воспитательного потенциала детского и молодежного движения в нравственном воспитании.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[30, 74]. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.

Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

развитие толерантности в общении учащихся;

формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» Республики Башкортостан;

вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда;

приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.

5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;

диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

(Приемы диагностики в Приложении 1)

6. СОДЕРЖАНИЕ

6.1. ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).

6.2. ЗНАНИЯ

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

(Словарь нравственных ценностей и понятий в Приложении 2).

Темы к размышлению для этических бесед

Как жить? К чему стремиться?

Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается?

Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

Кто создал правила человеческого поведения?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Зачем быть вежливым?

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Дружба – это…

Как выбирать друзей?

Отзывчивость и доброта.

Спешите делать добро.

Что значит быть откровенным.

Как мы выглядим.

О лени и лентяях.

Причины обид.

Кто такие эгоисты?

Правда и ложь – какие они?

Что такое характер?

Душевность и бездушность.

Что значит быть счастливым?

Мир без улыбки. Какой он?

Кем и каким я хочу быть?

Достоинства и недостатки.

Маленький, да удаленький.

Человек в природе и его здоровье.

Дом, в котором ты живешь.

Прогулки в лес.

У природы нет плохой погоды.

Изречения великих людей о нравственности

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание ЧЕЛОВЕК.

К.Г.Паустовский

Совесть – высшее богатство, главный стержень человеческой души, на который нанизываются все остальные человеческие качества. Мустай Карим

Любовь к своей отчизне – это истинная вера,

Духовная сила – только в ней. Абельманих Каргалы

Все осушаем мы сами! Истребляем! Губим! Заметим дичь – палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок – украшение. Не ждем милости у природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас – детей своих. Мустай Карим

Честность, самоотверженность

Спутники настоящего мужчины… Абельманих Габдессалямова

Вы обладаете смелостью. Ведь главное – вера в себя. Каждый боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь» —

волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Правда – значит победа совести в человеке. А.С.Пушкин

Лжет только тот, кто боится. Г. Сенкевич.

Тля ест траву, ржа – железо, а ложь – душу. А.П.Чехов

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. М. Горький

Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

Будь ты хоть сыном султана или богача,

Но не ставь себя выше других. Хибатулла Салихов

«Чудеса происходят не только в сказках, когда есть желание подарить радость другим» — волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Друг мне тот, кому все могу говорить. В.Г. Белинский

Настоящая дружба правдива и отважна. Ф. Шиллер

Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас. Э. Хаббард

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Не люблю болтливых бездельников и ленивых мечтателей. Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить, и совершают то, что задумали. Мустай Карим

Лучшая школа дисциплины есть семья. С. Смайлс

Пока жива моя мать, я не боюсь ни времени, ни дорого, не боюсь, что они со мной поступят худо. Мустай Карим

Приказ отца не терпит промедленья. Мустай Карим

Люди, братья мои, берегите своих матерей! С. Островой

Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и недерзновенно отвечать. Царь Петр I в 1717 г. издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению»

Живут лишь те, кто творит добро. Л.Н. Толстой

Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. А.Н. Толстой

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. Эзоп

Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций

Сколько не хули, добро добром прибудет.

Как не мажь навозом злато, — не убудет.

Лишь от грязи слов и злобных наговоров

Остается горечь, боль и накипь в людях. Мифтахетдин Акмулла

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит самому стать безнравственным человеком. В.А. Сухомлинский

(Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности Приложении 3)

Список личностей

Жалок тот, кто живет без идеала. И.С. Тургенев

«Молодцы редкой отваги…»

Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Петр I

Полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов

Герои Гражданской и Вов: Чапаев В.И., Жуков Г.К., Гастелло Н.Ф.

Славные сыны Башкортостана:

Салават Юлаев, Батырша (Абдулла Алев), Кинзя Арсланов, Минигали Шаймуратов, Александр Матросов, Мусса Муртазин, Мусса Гареев

Самое редкое мужество – это мужество мысли. А. Франс

Писатели и поэты:

Толстой Лев Николаевич, Пушкин Александр Сергеевич, Акмулла Мифтахетдин, Мажит Гафури, Мустай Карим

Ученые-исследователи:

Ломоносов Михаил Васильевич, Даль Владимир Иванович, Ахметзаки Валиди

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. В.А. Сухомлинский

Композиторы:

Чайковский Петр Ильич, Глинка Михаил Иванович, Рахманинов Сергей Васильевич, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Баязит Бикбай

Все, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер

Художники:

Васнецов Виктор Михайлович, Репин Илья Ефимович, Саврасов Алексей Кондратьевич, Серов Валентин Александрович, Ахмат Лутфуллин, Касим Давлеткильдеев

Книги для чтения

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»

Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Барто А.Л. Стихи

Братья Гримм Сказки

Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

Добронравов Н. «Если отец герой!»

Дудин М. «Берегите землю»

Гайдар А.П. Повести и рассказы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap