Программа духовно-нравственного воспитания и развития и социализации младших школьников



Программа утверждена

решением педагогического совета

МОУ Парфёновская СОШ

протокол № 6 от 23 мая 2011 года

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

1 класса

Авторы-разработчики:

Писарева Татьяна Максимовна,

Никотина Евгения Алексеевна,

Кавардакова Наталья Владимировна,

Климантович Ольга Леонидовна,

Глазунова Татьяна Ивановна,

Субочев Иван Михайлович

(2011-2012 учебный год)

Содержание

Рецензия АКИПКРО на проект программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации 1 класса МОУ «Парфёновская СОШ».

Пояснительная записка.

1-2 разделы: «Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

3 раздел: «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы».

4 раздел: «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

5 раздел: «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников».

6 раздел: «Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на первой ступени образования».

Приложения.

Пояснительная записка

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Рабочая программа класса спроектирована в согласии со школьной Программой духовно-нравственного развития и воспитания и социализации начальной школы. В разработке проекта рабочей программы класса участвуют родители: Никотина Е.А., Кавардакова Н.В., Климантович О.Л.; представители общественных организаций (председатель женсовета Глазунова Т.И.); заместитель директора районного ДЮЦ Юрьева Т.Г. и другие субъекты: инструктор по спорту при Администрации сельского Совета Евдокимов Н.И., руководитель народного ансамбля ложкарей Заслуженный деятель искусств РФ И.М. Субочев.

Программа внеурочной деятельности класса входит в Программу духовно-нравственного воспитания и социализации как составляющая часть рабочей программы духовно-нравственного воспитания и социализации класса.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни класса принадлежит педагогам: учителю начальной школы – классному руководителю (Писарева Т.М., Почётный работник общего образования РФ), учителям – специалистам: музыки (Ситникова М.А.), хореографии (Шестакова С.А.), изобразительного искусства (Шиповалова Г.А.), ОБЖ (Бондаренко В.И.), педагогу-психологу школы (Бондаренко О.А.).

Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация младших школьников» состоит из шести разделов.

1-2 разделы.

«Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

Воспитание ориентировано на достижение определённого воспитательного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно- исторических, социокультурных условиях.

Стратегическая цель:

Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Ключевые воспитательные задачи:

В сфере личностного развития воспитание младших школьников должно обеспечить:

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

В сфере общественных отношений духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников должно обеспечить:

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Педагогическая цель:

Воспитание обучающегося в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Ключевые воспитательные задачи:

* овладение начальными навыками адаптации;

* принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

* формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Программная цель:

Создать условия для реализации духовно-нравственного воспитания, развития и социализации младших школьников в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания», ФГОС второго поколения в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи, социума, дополнительного образования.

Ключевые воспитательные задачи:

* выявление и развитие способностей младших школьников через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе посильной социальной практики;

* воспитание и развитие младшего школьника, любящего свой народ, своё село и Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

* любознательного, активного и заинтересованно познающего мир; доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

* выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм  (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине).• Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство).• Гражданственность  (правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).• Семья  (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,).* Труд и творчество  (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость).• Наука  (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира).Традиционные российские религии  (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).• Природа  (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).• Человечество  (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

* Искусство и литература.

*Здоровье.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:• нравственного примера педагога;• социально-педагогического партнёрства;• индивидуально-личностного развития;• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;• социальной востребованности воспитания.

3 раздел. «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы »

Ценности

Гражданственно-патриотическое воспитание

Воспитание нравственных чувств

Воспитание трудолюбия

Здоровый образ жизни

Эстетическое воспитание

Отношение к природе

Патриотизм

Активизировать уроки (окружающего мира, литературного чтения, русского языка), которые несут патриотическую тематику. Включить учащихся во внеурочную деятельность: игра «Зарничка», уроки Мужества, часы общения, встреча с ветеранами, посещение школьного музея и др.; во внешкольную деятельность: митинги, участие в народных праздниках села.

Формировать этику отношений во время урочной, внеурочной, внешкольной деятельности; понимание условности ситуации обучения, роли ученика; ознакомить с Уставом школы; разработать и принять Устав класса; формирование навыков правильного поведения в общественных местах.

Воспитание трудолюбия через учебную деятельность; вовлечение во внеурочную общественно-полезную деятельность: уборка территории школы, уход за комнатными растениями и школьным цветником; вовлечение в посильную социальную деятельность: совместно с родителями – уход за цветами у памятников.

Формировать ценностное отношение к своему здоровью через спортивные кружки и кружок хореографии; вовлечение в спортивные соревнования, организация экскурсий, походов.

Активизировать уроки литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, которые несут патриотические идеи и ценности; включить учащихся во внеурочную деятельность: кружок «Оч, умелые ручки», выставки детского творчества; организовать участие в конкурсах районного, регионального и др. уровней.

Воспитывать уважительное отношение к природе своего села, края, Родины; освоение доступных способов изучения природы через уроки окружающего мира, технологии; походы экологическими тропами и посильное участие в экологических акциях: «Кормушка», «Здравствуй, птица» и др.; создание экологических проектов.

Гражданственность

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся через уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.; принятие моральных норм, нравственных установок через изучение Кодекса учащихся МОУ Парфёновская СОШ; первоначальное ознакомление с государственными символами России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов через уроки; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки через систему часов общения и внеклассных мероприятий по нравственному воспитанию; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях: в семье, школе, социуме.

Развитие навыков учебной деятельности через все уроки; получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека и общества через внеурочную и внешкольную деятельность; приобретение первоначальных навыков самообслуживания (в классе, школьной столовой, в семье).

Формирование первоначальных представлений о физической культуре, спорте, физическом труде, их значении для здоровья человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; через уроки физической культуры, технологии, общественно-полезный труд – о физическом здоровье и культуре как факторах учёбы и социализации; вовлечение в посильную помощь родителям по дому.

Через уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства формировать представление о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; опыт творческой деятельности (участие в концертах художественной самодеятельности класса, школы; использование художественных образов при создании театрализованных и других композиций).

Активизировать уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, способствующие формированию основ экологической грамотности; формировать правила нравственного поведения в мире природы; норм поведения в природной и социальной среде.

Социальная солидарность

Активизировать уроки, которые несут идеи социальной солидарности (литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.); через внеурочные и внешкольные формы общения (игры, праздники, утренники, кружки, часы общения) развивать социальную зрелость младшего школьника.

Через учебную, внеурочную и внешкольную деятельность формировать равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих интересах; умения правильно и гибко общаться с одноклассниками, родителями, взрослыми и младшими.

Через уроки технологии, изобразительного искусства и др.; через внеклассные мероприятия формировать навыки сотворчества, совместного труда в школе, семье и социуме. Проект «Снежный городок – малышам детского сада».

Через урочную и внеурочную деятельность формировать уважительное отношение к физическим и психологическим особенностям каждого соученика, взрослого, малыша; внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, пожилым, прежде всего, своим бабушкам и дедушкам.

Через уроки литературного чтения, музыки, технологии, изобразительного искусства, внеклассные мероприятия формировать представление об особенностях национальной культуры разных народов края, страны, народных обычаях и традициях.

Ознакомление с разнообразием природы родного края, Родины; воспитание бережного отношения к природным ценностям через уроки, экскурсии, походы и другие формы работы.

Семья

Изучить с родителями Концепцию программы духовно-нравственного воспитания младших школьников, организовать активное участие родителей для составления программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся класса; привлечь родителей как активных партнёров в патриотическом воспитании детей (совместные утренники, проекты, походы и др.).

Организация исследовательской работы по изучению своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, песен и игр родителей и бабушек, вклада семьи в дело Победы.

Координация процесса воспитания школьника в семье, повышение уровня педагогической культуры родителей (беседы и лекции, индивидуальные беседы, посещение семей, ознакомление родителей с нормативно-правовой базой: нормами оценок, основными требованиями учебных программ по предметам, орфографическим режимом, Уставом школы; с законом «Об ответственности родителей за содержание и воспитание детей»).

Организация школьников на самообслуживание дома, в школе; совместное участие в трудовых операциях (субботники, генеральные уборки класса); общественно-полезный труд; собственный пример трудолюбия – как фактор воспитания ребёнка (праздник семьи, ознакомление с профессиями). Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности.

Организация работы с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью: памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения, беседы о мерах безопасности во время каникул; часы общения по антинаркотическому воспитанию с участием родителей; родительские собрания по здоровому образу жизни.

Организация родителей на развитие творческих способностей детей в семье, создание творческих мини-проектов, участие в конкурсах детских рисунков, прикладного искусства. Совместная деятельность по эстетическому воспитанию в классе: оформление кабинета к праздникам, сценические костюмы детей и др.

Формирование ценностного отношения к природе через совместную деятельность школы, семьи и общественности: создание уголка природы в классе, семейный проект «Мой школьный цветник», воспитание бережного отношения к домашним животным; походы и экскурсии.

Труд и творчество

Активизировать работу через сюжетные и ролевые игры: «Я и другие люди», «В музее»; беседы о достижениях учащихся и педагогов школы, выпускников; просмотр фильмов.

Через сюжетно-ролевые игры «Как правильно поздороваться», «Вспомни, какие поступки ты совершил за день. Нарисуй, расскажи о них»; деловая игра «Культура поведения человека»; первоначальное включение в детскую благотворительность; через беседы, цитаты писателей и поэтов, пословицы, поговорки; чтение и обсуждение художественных произведений.

Через проведение сюжетно-ролевых игр: «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок по школе и дома»; просмотр мультфильмов, фильмов («Золушка»).

Организация спортивных соревнований, праздников «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама и я – спортивная семья»; беседы о школьных спортсменах, олимпийских играх и чемпионах.

Через организацию выставок (совместно с родителями); рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.

Конкурсы рисунков о природе; беседы «Человек в природе»; «Природа в произведениях искусства».

Наука

Через уроки в процессе непрерывного образования; организацию классной, домашних библиотечек; посещение школьной, сельской библиотек; приобщение к чтению справочной литературы; через часы общения, видеофильмы, презентации о достижениях учёных края, страны, о космосе и космонавтах.

Через уроки, часы общения, чтение произведений о писателях, поэтах, учёных; формирование умения сознательно оценивать отношение к себе, другим людям, обществу.

Формирование УУД в процессе деятельности на уроках; развитие интереса к изучаемым предметам средствами нетрадиционных уроков.

Организация уроков здоровья («Разговор о правильном питании», «Занятия по правилам дорожного движения»), СМИ по антинаркотическому воспитанию; через уроки физической культуры.

Через овладение способами создания творческих проектов; формирование первоначального представления о жанрах изобразительного искусства, музыкальных произведений.

Формирование первоначальных представлений о науках, помогающих школьнику изучать окружающий мир (экология, астрономия, биология и др.); через актуализацию уроков окружающего мира; изучение справочников (А.А. Плешаков «От земли до неба», «Великан на поляне», «Зелёные страницы), СМИ.

Религия

Формирование первоначальных представлений о православной вере как факторе, обеспечивающем единство народов, через часы общения, уроки (литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства), о героях-богатырях, патриотах- защитниках Отечества (Георгий Победоносец, Александр Невский и др.); образе Святой православной Руси.

Чтение и обсуждение детской библии, организацию праздников «Светлая Пасха», «Рождество Христово»; возрождение народных традиций (колядка).

Воспитание уважения к труду через различные формы деятельности (совместно со старшеклассниками и родителями).

Через часы общения: «Здоровым быть – Родине служить», уроки физической культуры, овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, подвижные игры).

Организация участия в конкурсах художественного творчества («Православная Пасха», «Георгий Победоносец», «Рождественский сувенир») муниципального, регионального всероссийского уровня (Интернет; формирование первоначальных представлений о роли традиционных религий в культуре человека через уроки изо, литературного чтения, технологии, музыки.

Формирование первоначального представления о связях живой и неживой природы, осознание целостности окружающего мира, влиянии человека на окружающую среду; воспитание основ экологической культуры.

Природа

Формирование представлений о разнообразии природы родного села, края, Родины; через часы общения, утренники открывать красоту окружающей природы и природы родной страны, воспитывая чувство гордости.

Через уроки и внеурочную деятельность; этические беседы: («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Твои четвероногие друзья»); чтение художественных произведений (рассказы М. Дудина, М. Пришвина и др.).

Организация деятельности по уходу за растениями в классе, дома; за домашними животными.

Организация прогулок в рощу, на пруд, в поле; игр на свежем воздухе; формирование первоначального представления о значении природы для здоровья человека; правил поведения во время купания, грозы и т.д.

Через организацию деятельности на уроках изо, технологии, окружающего мира; выставки детского творчества («Чудеса природы»), проекты («Интересное под ногами»), изготовление творческих проектов из природного материала.

Организация экскурсий, походов (совместно с родителями), очистка родника на берегу пруда Прохоровского; повседневные правила поведения в природе; уголок природы в классе; ознакомление с Красной книгой Алтая, России.

Человечество

Формирование первоначальных представлений о многонациональной нашей Родине на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, многообразии народов мира, международном сотрудничестве (совместные космические полёты).

Идея мира во всём мире через игры, утренники, уроки Мужества; ознакомление с международными детскими организациями.

Через организацию урочной и внеурочной деятельности освоение основами сотрудничества в парах, группах; беседы о совместном труде детей и взрослых.

Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире, знаниями о международных олимпийских играх, проведении игр в России.

Представление о многообразии культур народов России; ознакомление с фольклором народов России; воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Через организацию деятельности на уроках (окружающего мира, литературного чтения, музыки) и внеурочной (заочное путешествие по родному краю, стране; презентации) формирование первоначального представления о разнообразии и богатстве природы планеты Земля.

Искусство. Литература

Через организацию урочной и внеурочной деятельности формировать первоначальное представление о культуре и искусстве родного села (народный ансамбль ложкарей, самобытные художники), Алтая, России.

Организация чтения художественных произведений (М. Зощенко, Л. Пантелеева); просмотр мультфильмов («Двенадцать месяцев»), которые помогают заложить основы нравственного выбора.

Через организацию деятельности на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изо; внеурочной деятельности: этические беседы («Зачем быть трудолюбивым?», «Спешите делать добро!»); формирование потребности в систематическом чтении.

Через урочную и внеурочную деятельность формирование представлений о значении труда в жизни человека; усвоение правил безопасности; физическом труде и физической культуре как факторах здоровья.

Организация сюжетно-ролевых игр «В театре», «В кино»; через уроки литературного чтения, изо, технологии, музыки формирование первоначального представления об искусстве слова, живописи как явлении культуры; вовлечение в занятия народного ансамбля ложкарей, кружка хореографии и художественного творчества.

Нравственное отношение к природе, пониманию её проблем, посильное участие в их разрешении; природа как бесценный источник красоты и гармонии – через урочную и внеурочную деятельность.

Здоровье

Через организацию урочной (физическая культура, литературное чтение, технология, окружающий мир), внеурочной деятельности (чтение рассказов о Суворове С. Алексеева) формирование первоначального представления о ценности здоровья для человека, здорового человека для семьи, общества.

Организация бесед: «Береги здоровье смолоду!», «Украшает ли сигарета девочку, мальчика, артиста?»; проведение утренника «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»; рейды доктора Айболита



Кружок подвижной игры, организация на участие в посильном общественно-полезном труде; зимние забавы и летний лагерь дневного пребывания.

Создание программы класса «Здоровье», часы общения по выполнению режима дня, питания; организация подвижных игр на переменах, физкультминуток на уроках; участие в соревнованиях; система часов общения по социальной адаптации; вхождение в районный волонтёрский проект «Ручеёк здоровья».

Конкурсов рисунков «Я здоровье берегу!», Участие в региональном конкурсе «Пусть всегда буду Я!»

Через организацию урочной и внеурочной деятельности формирование первоначального представления о природе как бесценном источнике здоровья, отдыха и красоты; ознакомление с лекарственными растениями родного края.

4 раздел. «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них». «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться».

Формы внеурочной работы с детьми:

Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

Первые шаги по организации участия в детской благотворительности.

Разнообразные проекты.

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Организация спортивных соревнований, праздников.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Создание воспитывающей среды – уклад классной жизни:

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.

В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать

символы российской государственности и символы родного края;

общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

историю, культурные традиции;

афоризмы о нравственности и др.;

цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины;

портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны);

уголок имени Героя СССР Д.П. Маматова;

музей;

учебник для учащихся начальных классов по истории села Парфёново (авторы А.А. Митина, Н.А. Рибзам).

Узнавать

достижения учащихся и педагогов школы;

выпускников школы, которыми она гордится;

Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны

баннеры с торца школы, над входом в школу («Мы – будущее России»);

баннеры в коридорах школы, в кабинетах, в залах («Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)

Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);

выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты);

ценности здорового образа жизни (оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие стенда о достижениях школьных спортсменов, спортивный зал и стадион);

демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов: актовый зал).

Примерные темы к размышлению для этических бесед:

Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший — радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

Кто создал правила человеческого поведения?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap