Программа духовно-нравственного развития на уроках биологии



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34» г. Владимира

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №34

Семенова Е.Б.

«01» октября 2012года

Программа духовно-нравственного

развития учащихся на уроках биологии

Составитель программы:

Ощепкова Надежда Васильевна,

учитель биологии

г. Владимир 2012 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………….стр. 3-5

Цели и задачи…………………………………………………….стр. 5

Основные требования к учащимся……………………….……стр. 5

4. Содержание программы…………………………………..…….стр. 6-7

5. Литература………………………………………………………..стр.7

Пояснительная записка

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социальнопедагогического партнёрства; индивидуальноличностного развития; интегративности программ духовнонравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. (1)

Исходя из вышеизложенного, развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащихся — непрерывный процесс на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, продолжая в школе. Учитель может участвовать в этом процессе своим нравственным примером, личностно-ориентированным обучением, а также средствами своего предмета. Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета. Биология — наука о жизни. Сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Посредством изучения биологии, я создаю условия для развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии включает в себя аспекты:

Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

Практический — предполагает практическую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Патриотический —предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.(2)

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Средствами духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии могут быть: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

Цель программы:

обеспечить системный подход к формированию базовой национальной ценности – природы, представлению об уникальности жизни, понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни средствами предмета биологии.

Задачи программы:

1) Обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии.

2) Воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты.

3) Формировать понятие жизни как величайшей ценности.

4)Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

Основные требования к учащимся

 

В ходе реализации программы учащиеся должны:

— понимать принципы эволюции живой природы

— любить и беречь природу своего края, Родины

-знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни

— принимать жизнь как ценность

Содержание программы

класс

Содержательные линии, в которых формируются: базовая национальная ценность природа, представление об уникальности жизни, понятие здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

6

класс

Клеточное строение бактерий, грибов, растений. Роль бактерий в природе и жизни человека. Разнообразие, распространение, значение растений. Фотосинтез и его планетарное значение. Многообразие покрытосеменных растений. Редкие и исчезающие виды растений Владимирской области. Экологические группы растений, взаимосвязи растений в сообществе, экологические факторы и их влияние на растения. Происхождение и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир, охрана растений. Растительный мир ООПТ Владимирской области.

7

класс

Клеточное строение животных организмов. Многообразие животных. Эволюция строения и функций органов и их систем. Доказательства эволюции животных, многообразие видов как результат эволюции. Редкие и исчезающие виды животных Владимирской области. Биоценозы. Одомашнивание животных, воздействие человека и его деятельности на животных. Охрана и рациональное использование животного мира. Животные ООПТ Владимирской области.

8

класс

Становление наук о человеке. Происхождение человека, расы. Клеточное строение организма человека. Предупреждение заболеваний опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, органов пищеварения, выделения. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, кровотечениях, нарушениях дыхания. Обмен веществ и энергии. Высшая нервная деятельность, поведение, психика. Индивидуальное развитие организма. Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

9

класс

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный). Эволюция органического мира. Возникновение и развитие жизни на Земле. Экологические факторы, общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

10

класс

История развития и методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Клеточная теория. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений, животных, грибов. Энергетический обмен в клетке. Способы питания клеток. Генетический код. Синтез белков в клетке. Способы деления клеток. Формы размножения организмов. Онтогенез. Закономерности наследования. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

11

класс

Развитие эволюционного учения. Вид, его критерии. Видообразование. Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных — отображение эволюции. Главные направления эволюции органического мира. Основы селекции и биотехнологии. Положение человека в системе животного мира. Расы и их происхождение. Критика расизма. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков) Москва, «Просвещение», 2009г)

2. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000.-130 с./



sitemap
sitemap