Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Становится очевидным необходимость возрождения в школе как основ высокой человеческой нравственности и глубокой ответственности, восприятия гуманистических обязанностей.

Исходя из основной цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Российской школы, начальная школа как воспитательная система, определила следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 ступени обучения.

Личностная культура

Социальная культура

Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;

Развитие творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной внеклассной деятельности;

Формирование основ нравственных представлений;

Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;

Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование художественно-эстетических способностей;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Формирование жизненно важных трудовых навыков;

Осознание обучающимися ценности человеческой жизни.

Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;

Осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

Воспитание ценностного отношения к русскому, бурятскому языкам, культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;

Становление Гуманистических и демократических ориентаций;

Сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа в развитии российской и мировой культуре;

Воспитание уважения к личности независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, миротворение и религиозные традиции.

Семейная культура

Формирование отношения семье как основе российского общества;

Формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;

Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;

Знакомство младших школьников с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.

Основным содержанием духовно-нравственного развития , воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, передаваемых от поколений к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

Патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Задача педагога воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников- соотечественников, личным вкладом во благо Родины.

Социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.

Гражданственность- служение Отечество, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших. Задача педагога заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.

Труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремление и настойчивость. Задача педагога одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.

Наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания учащихся- мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — развитию личности ученика.

Традиционные российские религии представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Задача педагога помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.

Природа эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Задача педагога донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.

Человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию, а главное- создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.

В школе воспитание реализуется через воспитательную работу- целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

В основу воспитательной работы начальной ступени образования положены следующие принципы:

Принцип природосообразности, который предполагает обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей и максимальное сближение развития в жизни детей с жизнью живой природы;

Принцип культуросообразности, который предполагает опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов, учёт языковой среды обитания растущего человека, местные условия;

Принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества учителя и ученика на основе уважения к ребёнку и доверия к нему;

Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.

В организации духовно-нравственного воспитания используются следующие подходы:

Системный, который реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;

Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности учащихся, наполненный разнообразными делами;

Личностно- ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.

Этапы построения системы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников в начальной школе.

1 этап — подготовительный- 2011/2012 учебный год.

На данном этапе решаются задачи:

Определение цели, задач, содержания духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся;

Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;

Формирование коллектива единомышленников;

Отбор ведущих педагогических идей;

Определение ведущих направлений и видов деятельности;

Формирование коллективной копилки классных, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;

Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;

Зарождение классных, школьных мероприятий;

Решение проблем материально- технического и нормативно- методического обеспечения;

2 этап — реализация программы- 2012/2014 учебный год.

Формирование и развитие классных коллективов;

Развитие органов детского самоуправления;

Реализация направлений деятельности через разработку классных и школьных программ развития и воспитания.

3 этап — аналитико-обобщающий- 2014/2015 учебный год.

Школьный коллектив начальной школы — это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;

Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

Развитие демократического стиля руководства и отношений;

Накопление и укрепление школьных традиций, способствующих укреплению школьного коллектива;

Совершенствование методического мастерства педагогов, классных руководителей, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы духовно-нравственного воспитания и развития школьников;

Обобщение опыта педагогов, родителей, учащихся школы, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.

Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития, воспитания в начальной школе.

Для решения поставленных задач духовно- нравственное воспитание в школе проводится по следующим направлениям:

Направление «Я- гражданин и патриот России»

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России.

Задачи:

— создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;

— формирование гуманистического мировоззрения у учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

— формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

— приобщение детей к духовно- нравственным ценностям своего народа;

— воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.

Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изучение российской символики и законов.

Единый классный час «Моя Родина- Россия»- 1- 4 классы.

Единые классные часы «Государственные символы России, Бурятии», «Город, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «История моего села», «Достопримечательности моего края», «История и традиция моей школы»

Участие в акциях: «Школа- наш второй дом»; «Помним ветеранов»

Школа правовых знаний

Классные часы «Моя Родина- Россия»; «Я- ученик. Мои права и обязанности»

Беседы: «Жить- Родине служить», «Ваши права, дети»

«Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?»

«Конституция- основной закон нашей жизни».

Формирование школьного самоуправления. Тематические классные часы, посвящённые Дню защитников Отечества.

Про великих и знаменитых

«Русские богатыри»

«Известные люди Бурятии, села».

«Мои предки в труде и в бою»

Единый классный час «И помнит мир спасённый…». Конкурс рисунков «День Победы». Встречи с ветеранами войны и тыла.

Праздники и традиции школы

«Рождество», «Новый год», «Сагаалган праздник Белого месяца», «23 февраля», «8 марта- женский день», «Обычаи бурятского народа», «Традиции старообрядцев», «Пасха»

«Дангина принцесса Белого месяца», «Гэсэр», «Масленица»- конкурс народного костюма, традиции и обычаи.

«Как празднуют Новый год в разных странах»

Конкурсы

Проект «Моя малая Родина»- презентация.

Конкурс патриотической песни, смотр песни и строя.

«Россия- родина моя»( конкурс фотографий)

Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни». Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!»

Читательские конференции

Литературная гостиная (выставка книг бурятских поэтов и писателей)

Час былины «Преданья старины глубокой»

Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто незабыто…»

Мой язык- язык добра и света

Прощание с Азбукой

Конкурс чтецов

«Что за прелесть эти сказки!», Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

Социальные проекты

«Подари другу книжку», «Школьный набат», «Нам здесь жить»

Посещение Иволгинского дацана, православной церкви

Родительские собрания

«С чего начинается Родина?»

«Что значит охранять Родину»

«Растим свободного гражданина»

«Растим патриота и гражданина», «Выборы. Наш голос в ответе за судьбу Родины»

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.

Задачи:

— изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;

— способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

— создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Ценности: ценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Чем дошкольник отличается от школьника?»

«Зачем я хожу в школу?»

«Обязанности ученика в школе и дома»

«Поступки человека и его характер»

Общеклассные «Как вести себя одному дома?». «Мой режим дня»

«Почему человек должен учиться?», «Знания- это мой клад»

«Самый лучший способ хорошо учиться- это научиться хорошо учить себя»

«Настойчивость и упрямство»

«Хочу, не хочу, надо…»

«Хочу, могу, умею»

«Точность, обязательность, аккуратность»

«Добро и зло в сказках»

«В гостях у сказки»

«Сказка ложь, да в ней намёк»

«Мой любимый сказочный герой»

«Дорогами сказок»

«Литературные сказки»

«Что такое умение слушать? Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?»

Час откровения

«Путешествие в страну знаний», «Злые чувства- враги здоровья»

«Научись радоваться успехам одноклассников, товарищей», «Нам радость не сулит обида чья-то»

«Труд- лучшее лекарство от лени и глупого поведения», « Когда человека уважают? Как добиться уважения?», «Доброе слово, что ясный день»

Школа хороших манер

Твой внешний вид.

К тебе пришли гости.

Культура речи. Школа, дом- одна семья

Хозяин и гости. Правила этикета.

Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом- моя семья»

Школа вежливости: «Волшебные слова», «Мой класс и мои друзья»- игра.

Этические беседы

Проект «Моя семья», «Будь непримиримым к грубости и чёрствости»

«Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным»

«Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ»

«Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности»

«Доброта спасёт мир», «Уважая себя уважайте других», «Вежливые слова»

«Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы»

«Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами»- практикум.

«Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях»— практикум.

Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе.

Что означает твоё имя?

Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья- моя радость», «Моя фамилия», «Труд младшего школьника в семье»

«День Матери»

Конкурс «Дочки- матери»

«Моя любимая мамочка», «Праздник семейных династий», «Мы с папой –настоящие мужчины»

Рыцарский турнир

Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за учебный год)

«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я- читающая семья»

Помощь родителей. Какой она должна быть?

Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения.

Как развить ответственность в наших детях?

Чувства родителей и чувства детей.

Правила выражения чувств.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap