Программа дополнительной дифференцированной работы с детьми 3 класса



Программа дополнительных занятий в 3 классе

Пояснительная записка

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В возрасте 7-10 лет формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности. В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования — произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации

Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, «разбросанностью», их привлекают многие «совершенно разные области знания без всякой их связи» Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают.

Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, «недолговечность» (С. Л. Рубинштейн), «непостоянство» (А. А. Люблинская), способность легко переключаться с одних предметов на другие. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Ученые отмечают также поверхностность интересов младших школьников Вот почему процесс обучения младших школьников опирается прежде всего на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое. «Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания,- замечает В. В. Давыдов,- необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета русского языка, математики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности»

Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин..

Организуя дополнительные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук:

принципы научности,

сознательности и активности,

систематичности и последовательности,

наглядности,

доступности,

прочности, с

вязи теории с практикой,

индивидуального подхода к учащимся и многие другие.

В дополнительной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.

Интерес к работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания (особенно на первом этапе работы) давались бы с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было все просто, а слабым — слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что работа с детьми становится своеобразной формой воспитывающего обучения. Руководитель дополнительных занятий всегда выступает в роли воспитателя. На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся индивидуальные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма высокой.

Как и на уроках, материал на дополнительных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Осуществление принципа наглядности на занятиях имеет огромное значение. Наглядность, используемая учителем в организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах, облегчает восприятие преподаваемого материала, является, одним из важных средств создания занимательности — необходимого компонента дополнительной работы. Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности; нацеливает на более тесную связь данных занятий с классными, когда, например, теоретический материал урока получает дополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу. Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников работой и творческую удовлетворённость её результатами. Участники могут оказаться и в роли «поглотителей» информации, и в роли активно добывающих её. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой учеников, снижает сознательность усвоения знаний. Заинтересованность школьников должна, поэтому проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность. Принцип научности требует не превращать работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников. Методические принципы дополнительной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета. Все выше указанные принципы имеют разную силу; ни одному из них не должно оказывать предпочтения. При организации дополнительных занятий следует опираться на них в совокупности.

В работе с детьми учитывается изучаемый на уроках материал и ориентируется на обязательную учебную программу.

Цель дополнительной работы по русскому языку:

способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников

заложить основы функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка

Задачи работы:·    развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;· углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;·    формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;·    развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления,·    формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;·    развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;·    развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;·    развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;·    воспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.

Методы, которые используются в дополнительной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.

Требования к уровню образованности обучающегося (3 класс)

(знания предыдущих этапов обучения не называются)

Обучающиеся должны знать:

— названия изученных частей речи, их значение, вопросы к словам и особенности изменения;

— названия главных членов предложения и способы их нахождения;

— изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ь после шипящих в начальной форме имен существительных; ь в неопределенной форме глагола; не с глаголами.

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые. Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо высказывать свою оценку.

♦ Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.

Использовать слова текста для названия его частей.

Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.

♦ Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки).

Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.

Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.

Языковые (грамматические).

♦ Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс.

Там, где это возможно, объяснять значение, вносимое частями слов.

♦ Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор).

В доступных случаях наблюдать за значением грамматических форм (числа, времени, лица), за их использованием.

Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения».

♦ Находить главные и второстепенные члены предложения.

Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).

♦ Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.

Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учетом рода и числа имени существительного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учебнике словарем «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.

Орфографические.

♦ Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.

♦ Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.

♦ Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (оро-, —раи др. в освоенных словах); буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е) (простые случаи); суффиксы ек-, —ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы –а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.

♦ Списывать и писать под диктовку текст объемом 55 – 65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:

автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, падать, пиджак, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, чёрный, шоссе, январь

Календарно — тематическое планирование

дополнительных занятий в 3 классе ( 34 ч.)

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

теор.

практ.

Дата

по плану

фактич

1

Диагностическая работа. Составление состава группы и знакомство детей с планом работы

Уточняют значения понятий; наблюдают за образованием слов, исправляют ошибки; сравнивают значения слов-синонимов, выбирают наиболее точные с учётом контекста; планируют действия, необходимые для грамотного письма, тренируются в их осуществлении; планируют и выполняют орфографические действия при списывании и письме под диктовку.

Повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм; обсуждают известные способы решения орфографических задач, решают орфографические задачи разными способами. Анализируют слова с точки зрения наличия, состава орфограмм и доказывают выбор букв; проверяют записи, исправляют ошибки, объясняют выбор написания

Сравнивают написание слов, выявляют закономерности, читают информацию в учебнике, осваивают новые сведения и применяют их при письме; анализируют и группируют слова по указанным признакам.

Анализируют слова с точки зрения их строения и значения; преобразовывают слова, сравнивают звучание и написание слов и их отдельных частей, делают выводы, фиксируют их схематически, подводят выявленные факты под понятие «орфограмма». Наблюдают за изменением слов, предполагают возможный способ решения орфографической задачи, проверяют своё предположение по учебнику. Определяют общий способ действия для решения новой задачи письма и применяют его при записи конкретных слов; рассуждают, доказывают правильность выбора букв. Пользуются орфографическим словарём учебника.

+

сент. 1 нед.

2

Прописные буквы в написании имён и названий

+

сент. 2 нед.

3

Мягкий знак для обозначения мягкости согласной

+

сент. 3 нед.

4

Сочетания чк, чн, нч. Буквы и, а, у после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу)

+

сент. 4 нед.

5

Безударные гласные в слове

+

окт.

1 нед.

6

Согласные на конце слов

+

окт.

2 нед.

7

Тренировочный диктант

+



окт.

3 нед.

8

Разделительный мягкий знак

+

окт.

4 нед.

9

Слова с двойными согласными

+

нояб.

1 нед

10

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

+

нояб.

2 нед

11

Списывание текста с грамматическим заданием

Списывают, пишут под диктовку, выбирают слова по указанным признакам, проверяют написанное.

+

нояб.

1 нед

12

Состав слова. Корень Окончание

Вносят дополнение в памятку «Как узнать строение слова?», тренируются в её применении, сравнивают слова по строению, выявляют различия.

+

дек.

3 нед.

13

Приставка Суффикс

+

дек.

2 нед.

14

Безударные гласные в корне

Образуют однокоренные слова, анализируют строение и значение слов, выявляют взаимосвязи, делают умозаключения; читают сообщения учебника, выявляют новые сведения, дополняют свои знания, осваивают новые понятия. Сравнивают слова по строению и значению, устанавливают соответствие между ними, делают выводы, обобщают; делятся дома новыми знаниями. Работают со словарём.

+

дек.

3 нед.

15

Тренировочный диктант

Списывают и пишут под диктовку, выполняют все освоенные орфографические действия; осуществляют совместную деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

+

дек.

4 нед.

16

Проверяемые согласные в корне .

Объясняют значения слов, наблюдают за их образованием и строением, приобретают новые знания о словах русского языка и учатся этими знаниями пользоваться.

Соотносят имеющиеся знания и умения с новыми, коллективно систематизируют их. Выполняют различные способы действия, оценивают их выполнение другими.

Анализируют и классифицируют слова, выбирают задания для выполнения, определяют свои трудности и достижения.

Анализируют значение и строение слов; знакомятся с историей появления слов на основе рисунков и текстовой информации; выявляют строение текстов, обсуждают их особенности. Коллективно готовятся к пересказу одного из текстов и письменно воспроизводят его, стараясь сберечь особенности оригинала. Проверяют и редактируют текст изложения. Делятся дома приобретённой на уроке информацией.

+

янв.

2 нед.

17

Непроизносимые согласные в корне .

+

янв.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap