Программа дополнительного образования Здравушка проект



ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира»

Рекомендовано педагогическим советом «Утверждаю»

« » __________ 20 г.Главный врачГалат О.В.

Протокол № ____ « » __________ 20 г.

Проект программы

дополнительного образования детей

«Здравушка»

Для детей 5 – 8 лет

со вторичным иммунодефицитным состоянием

в условиях кратковременного пребывания

Автор-составитель

Ифанова Елена Валерьевна

Музыкальный руководитель

ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3

г. Владимира»

г. Владимир

2013 г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В последнее время в обществе стал подниматься вопрос о создании условий для оптимального взаимодействия между здравоохранением, образованием и социально-психологическими службами. И, если совсем недавно темы здоровья подрастающего поколения обсуждались только в медицинских кругах, то сегодня задача здоровьесбережения является приоритетной в педагогике.

Перспективным направлением поиска путей и подходов к ребёнку с вторичным иммунодефицитным состоянием является, несомненно, музыкально-педагогическая реабилитация, а незаменимым инструментом – разнообразная музыкальная деятельность, и особенно – фольклор.

Фольклор, являясь мощным средством пробуждения эмоциональной отзывчивости, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями, заключенными на уровне подсознания, генетического кода, помогает в создании атмосферы психологического комфорта при работе с больными и ослабленными детьми. А так же выступает мощным средством оздоровления, что неоднократно подтверждено многочисленными исследованиями ученых.

Практическая значимость.

Фольклор, как категория полифоничная и многофункциональная, обладает уникальными терапевтическими возможностями.

Пение:

развивает органы дыхания, голосовые связки, тембрацию, артикуляцию и дикцию;

корректирует установку дыхательной мускулатуры организма, создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию;

обеспечивает качественное функционирование сердечнососудистой системы.

Музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы):

помогают уменьшить или совсем снять внутреннюю скованность;

учат координации движений,

развивают ориентировку в пространстве, чувство ритма, речеслуховую память;

помогают выработке правильного ритма дыхания;

способствуют снижению утомляемости, снятию физического и психического напряжения.

Малые фольклорные формы (заклички, потешки, календарные песни…)

логоритмическая активная терапия;

общая ритмизация организма.

Русские народные игры — «витамины душевного благополучия»:

развитие эмоциональной и коммуникационной сферы;

источник насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения;

неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности

Игра на народных инструментах:

включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;

развивает мелкую моторику рук;

общая ритмизация организма.

Русский костюм:

терапия цветовыми сочетаниями, характером узора;

психотерапевтическая направленность надевания костюма.

Активная музыкально-фольклорная деятельность помогает формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение, что существенно повышает субъективное качество жизни и объективно способствует оздоровлению и гармонизации и тела, и души.

Вид программы.

Данная программа сформирована на основе региональной программы «Традиции, обычаи, образы русской народной культуры в развитии дошкольников», разработанной педагогическим коллективом ДОУ №85 и прогимназии № 73 под руководством профессора ВГПУ Яковлевой Д.С., и адаптирована к условиям кратковременного пребывания ослабленных детей.

Кроме того, при создании Программы, автор руководствовалась основными положениями особого междисциплинарного научно-практического направления Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО «Развивающая педагогика оздоровления» (руководитель — доктор психологических наук В.Т. Кудрявцев).

А так же «Программой музыкально-терапевтических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой (Москва, РУДН)

Цели и задачи программы.

Цель:

Духовно-нравственное и физическое оздоровление ослабленных детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение к народной культуре.

Задачи:

Формировать у ослабленного ребенка оптимистическое, творческое и жизнеутверждающее мироощущение.

Приобщать к духовно-нравственным смыслам и ценностям своего народа.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа, к освоению музыкального народного языка.

Отличительные особенности программы.

Ключевым фактором, определяющим направление психолого-педагогической реабилитации, является кратковременность пребывания детей в санатории – заезд длится 5 недель.

Таким образом, календарный год разбит на 10 заездов.

В каждом заезде выбрана ключевая тема православного народного календаря, доступная для восприятия детям возраста 5-8 лет.

В каждом заезде любой ребенок этого возраста в свободное от лечебных процедур время может активно поучаствовать в работе кружка.

За основу работы был взят принцип «проживания».

Иначе он назван профессором РГПУ им. А.И. Герцена И.М.Титовой «методом моделирования аутентичной ситуации», когда моделируется ситуация из народной жизни: рядовая, праздничная или фрагмент традиционного действа календарного цикла, а дети и взрослые вовлекаются в процесс моделирования. Выстраивается эстетическая среда и композиционная драматургия ситуации, она «проживается» в действии всеми участниками. Это дает возможность ребенку пережить, своего рода духовно «прожить» определенную историческую и культурную ситуацию, а впоследствии соотносить с ней свой личный опыт, опыт своей семьи.

Для преодоления психологических перегрузок, возникающих при таком погружении, используется метаметодический подход. В основе его лежит интеграция образовательных областей. Цель его – сформировать целостное представление о народной культуре и освоить ее комплексно. Это обусловлено целостностью, неразрывной взаимосвязью элементов народной культуры.

Для осуществления такого подхода задействуются узкие специалисты санатория – логопед, педагог компьютерного класса, педагог по труду и творчеству, психолог – и воспитатели.

Логическим завершением таких занятий является фольклорный праздник (развлечение), объединяющий детей всех возрастов (от 3 до 8 лет) с посильным участием каждого возраста и каждого ребенка. Именно участие в нем является итоговым мероприятием работы кружка. Такой праздник аккумулирует в себе все виды искусства, художественной и проектной деятельности.

Участие в создании итогового творческого продукта активизирует все психические процессы, а, кроме того, производит арт-терапевтический эффект.

Режим занятий.

Занятия проходят в свободное от медицинских процедур время 1-2 раза в неделю в музыкальном зале.

Занятия для детей 5-6 лет длительностью 25-30 мин.

Занятия для детей 7-8 лет длительностью 30-35 мин.

Итоговое мероприятие – в рамках общесанаторского или группового.

Режим занятий на 1 заезд

Таб.1

№ недели

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Знакомство с духовным смыслом праздника

10 мин

20-25 мин

2.

Знакомство с народными традициями праздника

15 мин

15-20 мин

3.

Знакомство с особенностями костюмов, праздничных блюд и т.д.

10 мин

20-25 мин

4.

Итоговое мероприятие

40 мин

Учебно-тематический план на год

Таб.2

Месяц заезда

Тематическое содержание

Итоговое мероприятие

1.

январь-февраль

Рождество. Святки.

Праздник «Святки»

2.

февраль-март

Масленица.

Праздник «Веселая масленица».

Спектакль кукольного театра.

3.

март-апрель

Сóроки.

Развлечение «Жаворонушки»

4.

апрель-май

Пасха.

Праздник «Светлое Христово Воскресенье».

Спектакль кукольного театра.

5.

июнь

Троица.

Развлечение «Троицкие хороводы»

6.

июль

Св. Петр и Феврония.

Проект «Под покровом Петра и Февронии». Театрализованная постановка.

7.

август

Спасы.

Развлечение «Спасовки»

8.

сентябрь-октябрь

Воздвижение.

Развлечение «Ярмарка»

9.

октябрь-ноябрь

Покров. Казанская.

Развлечение «Покровские гулянья»

Праздник «День воинской славы России»

10.

ноябрь-декабрь

Св. Кузьма и Демьян.

Посиделки «Кузьминки – об осени поминки»

.

Содержание изучаемого курса.

Каждая тема осваивается по технологии, описанной в Таб.1.

Каждое занятие содержит теоретическую часть, в доступной форме, с использованием современных мультимедийных технологий раскрывающую особенность данной темы.

Основную же часть занятия составляет активная практическая форма организации процесса – освоение фольклорного компонента через игру-«проживание».

Формы итоговых мероприятий — праздники, развлечения, посиделки, театрализованные постановки.

Результативность.

Данная система проходила апробацию в ГКУЗ ВО «Детский санаторий № 3 г. Владимира» на протяжении 5 лет.

Об эффективности сложившейся системы может свидетельствовать коэффициент оздоровления, неизменно повышающийся за эти годы.

*Коэффициент оздоровления высчитывается врачами санатория (см. Таб. 3)

Таб.3

Созданная система дополнительного образования подчинена цели духовно-нравственного, физического и психического благополучия ребенка, а следственно, способствует повышению качества оздоровления.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Для реализации программы разработаны:

Мультимедийные презентации

Сценарии итоговых мероприятий

Комплект ознакомительных буклетов для родителей по всем темам

ЭОР

Дидактические игры

Фонотека

Видеотека

Игротека

В процессе реализации программы используются:

Мультимедийный проектор с экраном

Компьютер

Русские народные костюмы для девочек и мальчиков

Комплекты русских народных деревянных и шумовых инструментов

Атрибуты антуража (ширмы, деревья, цветы, птицы, утварь…)



Кукольный театр

Список литературы:

1.. Аникин В.П. «Русский фольклор», «Русское народ¬ное поэтическое творчество». Ленинград, «Просвещение», 1987 г.

2. Аникин В.П. Мудрость народная. Выпуск I «Мла¬денчество. Детство». Выпуск II «Детство, отрочество». Мо¬сква, «Художественная литература», 1991 г.

3. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки». Москва, «Художественная литература», 1988 г.

4. Громыко М.М. «Мир русской деревни». Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.

5. Забылиный М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г.

6. «Красно солнышко» в творческом поиске, (мето¬дические рекомендации по использованию фольклора как средства воспитания детей и взрослых). Выпуск I. Влади¬мир, 1998 г.

7. Науменко Г. «Жаворонушки» №№1-5. М., «Совет¬ский композитор», 1981-89 гг.

8. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М., «Правда», 1989 г.

9. Новицкая М.Ю. «Человек и природа в народной культуре». Москва, 1994 г.

10. . Пармон Ф.М. «Русский народный костюм». М., «Ленпромбытиздат», 1994 г.

11. Пушкина С. «Русские народные песни Москов¬ской области». М., «Советских композитор», 1988 г.

12. Стаковская Л.В. «300 подвижных игр для оздо¬ровления детей». М., «Новая школа», 1994 г.

13. «Где это видано, где это слыхано?» М., «Советская Россия», 1979 г.

14. «На Буяне, славном острове». М., «Детская литература», 1988 г

15. А. В. Терещенко «История культуры русского народа», М., «ЭКСМО», 2007г

«Если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту»

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap