Программа дополнительного образования Весёлые нотки



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детейДом детского творчества муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

Дом детского творчества

_____________

С.В.Собенникова

«___»__________2012г

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Весёлые нотки»

Педагог дополнительного образования

Рассмотрена на заседании педагогического совета МОУ ДОД

Протокол №_________________

От «___»_____________2012г

Окольнова Ирина Фёдоровна.

Возраст детей: 6-10 лет

Срок реализации: 3 года

Объем в учебных часах:

1-й год обучения – 144ч

2-й год обучения – 216 ч

3-й год обучения – 216ч

2012 г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………….3

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс…………………………………………….3

Цели и задачи программы………………………………………………5

Отличительные особенности программы……………………………6

Особенности возрастной группы программы………………………11

Режим занятий………………………………………………………….14

Прогнозируемый результат и способы его проверки……………..15

Учебно-тематический план……………………………………………….20

Содержание программы…………………………………………………..25

Методическое обеспечение программы…………………………………31

Литература…………………………………………………………………..37

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения……………39

Приложения………………………………………………………………….45

Диагностическая карта «Музыкальное тестирование»

Цикл тем направленных на закрепление школьного материала по русскому языку и окружающему миру с учащимися младших классов на базе школ(для детей 1-го года обучения)

Положение о конкурсе «Музыкальная карусель

Проверка прогнозируемого результата

Психологическая подготовка вокалиста

Беседа с родителями «Что дают ребёнку занятия в творческом объединении?»

Элементарная партитура «Два маленьких котёнка»

Конспекты творческих занятий

Пояснительная записка

Немного из истории

Детское творческое объединение «Весёлые нотки» начало свою деятельность с 1997 года на базе МОУ ДОД ДДТ МО «Барышский раойн» Ульяновской области. Руководитель вокального объединения Окольнова Ирина Фёдоровна. Занятия проводятся на базе МОУ СОШ с.Новая Бекшанка МО«Барышский район». Занятия проходят по утвержденной программе. Коллектив активно участвует в общественной жизни села, Барышского района, Ульяновской области. Вокалисты «Весёлых ноток» неоднократно участвовали в районных и поселковых концертах, в областных конкурсах и фестивалях. (Приложение № « Творческие успехи обучающихся») . За время своего существования в творческом объединении «Весёлые нотки» обучалось свыше 90 человек, (5 выпусков ). Сейчас посещают занятия 15 человек в возрасте 7-8 лет.

Направленность программы художественно- эстетическая (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей)

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Актуальность программы

Неотъемлемым компонентом системы общего образовательного процесса является дополнительное образование. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования; привитию детям навыков трудовой и общественной деятельности, профессионального самоопределения, воспитанию самостоятельности и ответственности.

Известно, что музыка имеет на человека очень сильное влияние: она заставляет то плакать, то смеяться, помогает расслабиться, настроиться на работу, справиться с отрицательными эмоциями и т.д. Ведь не зря понятие «музыкотерапия» — лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков. Данная программа предполагает осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу Т.Н. Овчинниковой «Хор» (Москва, 1981), М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» (Белгород, 2006г), Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей» ( Киев, 1989), Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», (Москва,2003г. ), Е.Ю. Белобровой (пособия «Рок-вокалист» «Разгляди музыку под метрономом»), дополнительные образовательные программы по вокалу Немытиковой Н.Г., Савельевой С.В., Судоргиной Е.Н., программа Заслуженного работника культуры Охомуш Т.В. «Чистый голос».

Проанализировав вышеуказанные материалы, я пришла к выводу, что для контингента детей, с которыми я занимаюсь, нужна программа, направленная на развитие вокальных способностей не только у одаренных ребят (как предполагается в большинстве программ по вокалу), но и у детей, чей уровень вокальных данных невысок. Таких детей приходит в творческое объединение «Весёлые нотки» немало. Они стремятся научиться петь. В творческом объединении детей «Весёлые нотки» при МОУ ДОД ДДТ МО «Барышский район», руководителем которой я являюсь, рады каждому ребенку, потому что каждый по-своему талантлив. Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Во время занятий с воспитанниками реализуются основные принципы программы:

Минимум селекции — максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация — это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.

Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.

Смена традиционных приоритетов; голос ребенка первичен — это цель развития, репертуар — вторичен, он — средство развития. В основе вокального воспитания — фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова.

Репетиция вокальной группы — коллективный урок постановки голоса.

Воспитывать не только талант, но и личность, достойную таланта.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом — это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников творческого объединения «Весёлые нотки» в школьных, районных, областных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Учитывая то, что дети приходят в творческое объединение с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе доминирует индивидуальный подход. Основной принцип (концепция) программы состоит в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход). Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного образования – реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка. Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с 9-10 летними детьми учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении).

1.2.Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей детей, формирование музыкальной культуры.

Задачи:

1.В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения-задания — «музыкальное тестирование» (Приложение 1):

— определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

— выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка. После обработки результатов «музыкального тестирования»:

— определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы, бэк-вокал и т.д.);

— сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.

1.3.Отличительные особенности программы

Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.

Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Народный артист», «Секрет успеха» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности. Данная программа позволяет достичь достаточно высоких результатов не только в работе с талантливыми ребятами, но и с детьми со средними способностями. Если путь к достижению цели программы представить в виде ступеней, то:

первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);

вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями, («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);

третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У меня получается, и я хочу добиться большего»);

Каждый шаг приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа.

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, — развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

-создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

-мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;

— превращение предварительного обучения в доброжелательную помощь;

— предоставление возможностей ребенку сообразить самостоятельно, как нужно действовать в тех случаях, когда нужен анализ собственных ощущений (например, положение голосовых связок при звукоизвлечении).

1.4. Механизмы реализации программы

Спираль.

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее с каждым витком переходить на новый уровень (ступень) реализации личностного творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне (ступени) программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:

1.Применение специальныхвокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)

2.Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, — убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)

Образовательные программы по вокалу3.Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата)

4.Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие кинестетические характеристики звука)

5.Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж, при выходе на сцену)

6.Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности)

Усложнение программы можно рассмотреть в виде «лестницы», каждая ступень которой – овладение определенными умения ми и навыками.

Лестница.

Освоение каждой техники, овладение элементом вокальных умений и знаний представляет собой ступеньку к реализации личностного творческого потенциала.

В зависимости от стартового уровня музыкальных способностей ребенка, он может начать освоение программы с первого года обучения или включиться в работу с группой второго года обучения, т.к. программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку.

Образовательные программы по вокалуУ данной лестницы есть свои особенности. Каждая ступень – приобретение важного опыта. Можно взойти наверх, придерживаясь за поручни постепенно, шаг за шагом осваивая умения и навыки каждой ступени. Можно расположиться на одной из наиболее понравившихся ступенек, например, сольное пение, — или, поднявшись немного вверх, вернуться обратно. Можно даже съехать по перилам вниз (через распевки вернуться к технике дыхания или к сохранению нюансов при работе над каким-либо произведением). А, если позволяют способности, — вбежать, перепрыгивая через отдельные ступеньки, и сразу приступить к многоголосию. Все в руках ребят и педагога. Куда же ведет эта лестница? После освоения всех навыков и умений, предусмотренных программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве.

Объединив приобретаемые в процессе освоения программы умения и навыки в уровни сложности, достигаемые на каждом году обучения, получаем ступени спирали, ведущие к достижению цели программы:

первая ступень – это адаптация ребенка в творческой группе («Я тоже пою»);

Третья ступень «У меня получается и я хочу добиться большего!»

Вторая ступень «Чтобы выступать на сцене нужно…»

вторая ступень – мотивация к овладению знаниями и умениями («Чтобы выступать на сцене, нужно…»);

Первая ступень «Я тоже пою!»

третья ступень – повышение самооценки и стремление к восхождению («У меня получается и я хочу добиться большего»);

Если соединить принцип «Лестницы» и принцип «Спирали», — получим механизм реализации программы, в котором этапы реализации личностного творческого потенциала ребят повторяются с каждым витком, но повышается их уровень сложности.

Программа «Весёлые нотки» предоставляет ребятам возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.

В связи с введением ФГОС образовательная программа была адаптирована к работе с учениками младших классов на базе школы. Помимо традиционных занятий в нее был включен цикл тем, направленных на закрепление углубление материала по русскому языку и окружающему миру (Приложение №2)

1.5. Особенности возрастной группы программы

Программа адресована детям в возрасте от 6 до 10 лет

Возрастные особенности детей

Младший школьный возраст (6-8 лет)

Особенности голосового аппарата.В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики.

При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагогв – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона

Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.

На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью».

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

В программе учитывается, что у детей от 6 до 8 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основные из них — форсирование звука и неправильная артикуляция. Гимнастика голоса посредством пения основана, на изучении физиологии детского голоса.

Средний школьный возраст (9-10 лет)

Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.

Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному периоду. К 10 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.

Особенности набора детей

Как уже отмечалось выше, программа предусматривает свободный набор детей. Обучение по программе не обязательно должно начинаться с 1-го года, все зависит от результата диагностики стартовых способностей детей (если стартовые умения и навыки соответствуют уровню 2-го года обучения, — значит заниматься нужно, начиная с этого уровня).

Количество обучающихся в группе 12-15 человек

1.6. Режим занятий и сроки реализации программы

Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их занятости в других сферах деятельности.

Общее количество часов в год:

1-й год обучения – 144ч

2-й год обучения – 216ч

3-й год обучения — 216 ч

Количество часов и занятий в неделю:

1-й год обучения – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа)

2-й и последующие года обучения 6 часов в неделю ( 3 занятия по 2 часа)

Сроки реализации программы, обоснование долгосрочности.

Программа рассчитана на 3года обучения и построена по принципу ступеней (от простого — к сложному). Срок три года, как уже показала практика, позволяет выйти на определенный уровень взаимодействия педагога с детьми, при котором работа выстраивается по четкому алгоритму:

-для одаренных детей – подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня и шефские занятия с другими ребятами;

-для детей со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование на муниципальном уровне и подготовка к областным конкурсам, при условии, что обучающийся достиг чистого интонирования;

-для детей с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях, а также участие во внутриучрежденческих конкурсах «Музыкальная карусель» (Приложение 3): «Осенний пейзаж», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Здравствуй, лето!».

Положение о проведении этих конкурсов было специально мной разработаны в целях предоставления всем участникам творческого объединения «Весёлые нотки» возможности попробовать свои силы на сцене, научиться самокритично, относиться к своим вокальным способностям, переживать успех и неудачу, стремиться к совершенствованию и т.д.

1.7.Прогнозируемый результат и способы его проверки (диагностика).

Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки.

По истечении 1-го года обучения обучающиеся:

— овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики инижнереберно-диафрагмального дыхания;

— будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;

— будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);

— будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;

— будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;

— смогут различать несложные ритмические рисунки;

— будут знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;

— владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;

— получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.

По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания;

-уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

— уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;

— знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;

-владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;

— уметь соединять элементарные движения с песней;

— без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;

— уметь работать с микрофоном;

— приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.

После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:

— пение на опоре;

— изучение процесса дыхания при пении;

— чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен;

— основы вокальной дикции;

-владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;

— мягкая атака и опережающее слышание;

— разноплановое исполнение песен;

— знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре;

— станут серьезнее относиться к подбору песенного репертуара.

Проверка прогнозируемого результата:

Подведение итогов внутриучрежденческого конкурса «Музыкальная карусель». В критерии оценки жюри включается ряд требований по освоению программы.

2. Отслеживание результата прохождения программы в индивидуальных картах вокалистов (Приложение 4.1.).

3. Итоговый мониторинг освоения программы (Приложение 4.2.).

Формы подведения итогов реализации программы: фестиваль, конкурс, отчет по результатам мониторинга, опрос, контрольное занятие, открытое занятие для родителей, концерт, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ выступлений, самоанализ.

Мониторинг результативности программы

Теоретической основой мониторинга является ориентация на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности (научные работы А.В. Мудрика, Б.В. КуприяноваЛ.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова Т.И. Шамовой и других).

Внутриучрежденческий конкурс «Музыкальная карусель» — создает условия для систематического мониторинга прохождения программы каждым обучающимся. В протоколах прохождение программы отражается в виде оценок жюри. После каждого этапа конкурса подводятся итоги и определяются основные задачи, над которыми будет работать педагог с детьми. Задачи, соответственно, отражаются в требованиях к вокалистам на следующем этапе конкурса. Например, это может быть дикция и артикуляция на 1-м этапе конкурса, и правильное дыхание – на втором. Безусловно, на всех этапах главной является чистота интонирования, но оцениваются также и этапы прохождения программы.

«Творческий дневник» ведется в течение года и является основой диагностических данных. В начале дневника дается творческая характеристика каждого участника студии, где отражены и достоинства и недостатки, а также намечены основные цели работы с каждым обучающимся на начало года. В конце учебного года подводятся итоги этой индивидуальной работы. Концертная деятельность отмечается и в количественном, и в качественном варианте, указываются ошибки. Учитывается также участие в конкурсах различного уровня: результаты, ошибки, причины и т.д.

Критерии оценки приобретенных детьми знаний и умений

Оцениваются изменения личности воспитанников, уровень обученности по программе, удовлетворение потребностей в творчестве и т.д. Результаты участия в конкурсах. С каждым годом дети должны приобретать ценный социальный опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса. В ходе занятий, концертных выступлений ребята примеряют на себя различные социальные роли, что способствует их социальному воспитанию. Оценивается также способность детей проявлять творческую активность, инициативу, ведь это один из показателей успешной социализации ребят. Важно, чтобы были удовлетворены потребности в творчестве каждого участника творческого объединения (если музыкальные способности ребенка «оставляют желать лучшего», — значит, он должен быть привлечен в творческие мероприятия в ином качестве, главное, чтобы каждый обучающийся ощущал свою нужность, востребованность). Важным критерием оценки уровня обученности детей по программе являются результаты их участия в различных конкурсах и фестивалях (грамоты, дипломы, полученные на конкурсах и фестивалях), востребованность выступлений ребят на мероприятиях района и школы (занятость их творческой концертной деятельностью).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap