Программа дополнительного образования Школа вежливых наук



Школа вежливых наук

М. П. Михайлова

Тяжинский 2009

Управление образования Администрации Тяжинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Центр дополнительного образования для детей

Тяжинского района Кемеровской области»

Принято на педагогическом Утверждаю

совете (протокол Директор МОУ ДОД «ЦДО»

№ 2 от 06. 09. 2007) ____________ О. В. Петрова

(приказ № 85 от 07. 09. 2007г.)

Школа вежливых наук

программа дополнительного образования

для воспитанников начального школьного возраста

срок реализации программы 3 года

Михайлова М. П., педагог

дополнительного образования

Тяжинский 2009

Составитель Михайлова М. П., педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

Консультант Кузьмичёва Н. Н., методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Тяжинского района Кемеровской области»

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры поведения и общения, этикетными формулами, правильным использованием этикетной речи, культурно – гигиеническими навыками. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования для организации занятий с детьми начального школьного возраста.

Содержание:

Пояснительная записка ……………………………………………………… 4

Учебно-тематический план 1 года обучения ……………………………. 11

Программное содержание первого года обучения ……………………….. 12

Учебно-тематический план 2 года обучения ……………………………. 17

Программное содержание второго года обучения ……………………….. 18

Учебно-тематический план 3 года обучения ……………………………. 24

Программное содержание третьего года обучения ……………………….. 25

Методическое обеспечение программы …………………………………… 31

Литература ………………………………………………………………….. 34

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Школа вежливых наук» ориентирована на младший школьный возраст обучающихся, реализуется в условиях общеобразовательных учреждений. По содержательной, тематической направленности программа является культурологической; по функциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – трёхгодичная.

Актуальность.

В наше время, когда под воздействием прогресса науки, образования, культуры происходит бурное развитие способностей человека, когда высокий уровень стал необходимостью существования человека в новых условиях, особенно остро встает проблема культурно-речевого воспитания детей. На протяжении многих лет в нашем обществе были забыты такие слова, как «этикет», «светские манеры», «утонченный вкус» и т.д. А в последнее время все чаще говорится о падении нравственности нашего общества. Факторы, свидетельствующие об этом — низкий уровень культуры поведения, отсутствие знаний элементарных норм этикета, бедный словарный запас, незнание основ культуры речи. Причина в том, что в большинстве своем в школах не предусмотрены занятия этического цикла. Необходимо создать условия, при которых ребенок смог бы постичь основы этикета, приобрести навыки культуры поведения, общения в любом виде сотрудничества.

Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А.М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Именно для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне человека, желание дать ему и себе моральную оценку. К сожалению, в школах это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребенка.

Педагогическая целесообразность

Назрела необходимость специализированных занятий человечности, на которых ребенок мог бы не только получать теоретические основы этикета, но и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Цель данной программы заключается в формировании и развитии устойчивых форм поведения, обучения, воспитания нравственной культуры у учащихся.

Задачи:

1 Способствовать формированию у воспитанников потребности в совершенствования нравственных основ: такта, деликатности, вежливости, доброты;

2 Воспитание важных человеческих качеств, необходимых для общения;

3 Развивать и повышать познавательный интерес к этикету средствами эстетического воспитания;

4 Расширить и углубить знания о культуре поведения и общения.

Основными принципы программы являются:

— принцип красоты или эстетической привлекательности поведения;

— принцип личностного подхода (признание личности развивающего человека высшей ценностью, признание уникальности и своеобразия каждого ребенка);

— принцип гуманизма и человечности;

— принцип целесообразности действий;

— принцип дифференциации (отбор содержания, форм и методов в работе с детьми);

— принцип соблюдения народных обычаев и традиций.

Отличительные особенности программы:

Программа рассчитана на три возрастные ступени обучения. В курсе программы выделены 6 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала — освоением простыми нормами нравственности.

1 Сказочный этикет;

2 Веселые правила хорошего тона;

3 Один за всех и все за одного;

4 Этика отношения к окружающему миру;

5 Азбука воспитанного человека;

6 Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Каждое занятие на всех ступенях обучения носит занимательный, игровой характер.

Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. Во время путешествий, игровых тренингов, КТД моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения.

Прилагаемая к занятиям театрализация будет оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.

Теория и практика игры позволяет:

1 Осуществить развитие образных форм познания действительности

у ребёнка

2 Укрепить основы нравственности

3 Повысить активность детей в процессе обучения

В игре проявляется творческое воображение детей, происходят многочисленные превращения во что-то или кого-то. Важно, чтобы ребенок во время игровых ситуаций фантазировал, строил, творил. В процессе обучения игра имеет двоякое значение: выступает как метод обучения и является средством организации совместной деятельности детей.

Во время коллективно-творческих дел, акций десантов, встреч формируется культура деятельности. Формировать у ребенка культуру деятельности, значит воспитывать у него трудолюбие, милосердие, уважение, бережное отношение к окружающему, вежливое поведение в быту и общественных местах.

Первый год обучения направлен: на знакомство с историей возникновения этикета, обучению воспитанников правилам речёвого этикета и культуры поведения.

Второй год обучения направлен: на изучение правил культуры поведения и общения в коллективе, формирование культуры общения с родной природой и бережное отношение к ней.

Третий год обучения направлен: на изучение культуры гостеприимства, национальных традиций разных народов, культурно-гигиенических навыков, правилами культуры поведения в жизненных различных ситуациях.

Условия реализации программы:

Для обучения детей младшего школьного возраста по культуре поведения и общения необходим эстетический кабинет для занятий, где дети смогут не только получать теоретический материал, но и заниматься практически: играть, разбирать сюжетно-ролевые ситуации, рисовать, творить и отдыхать. Кабинет должен быть эстетически оформлен, так как снимает нервное напряжение и заряжает положительными эмоциями. На занятиях может присутствовать классный руководитель, если, он посещает занятия по программе с начала до конца учебного года. Всё это располагает к доверительной рабочей атмосфере.

Условием реализации данной программы является создание системы занятий и КТД по этическому обучению учащихся.

Формы и режим занятий:

Обучение по программе начинается с 6-7 летнего возраста и рассчитано на 3 ступени обучения с учетом возрастных особенностей.

1ступень 6- 7 лет (1 класс)

2 ступень 8-9 лет (2 класс)

3 ступень 10-11 лет (3 класс)

Занятия 1, 2, 3 ступени обучения проходят один раз в неделю. Время, отведенное для работы с детьми на 1 и 2 ступени обучения не должно превышать 30-35 минут, на 3 ступени обучения — 45 минут. Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Структура занятий данной программы ориентирует ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека, путем разнообразных методических форм организуемых педагогом. Диалог, развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые), этюды, тренинги, обыгрывания ситуаций, эксперименты, импровизации, беседы, наблюдения, прогулки, рассказ педагога и рассказы детей, тематическое рисование.

Программой предусмотрены различные виды занятий: индивидуальные (во время практических занятий, тренингов, театрализаций), групповые (во время теоретического обучения, КТД, экскурсий, бесед, игровых моментов).

Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществить многоплановое воздействие на обучаемого.

Ожидаемые результаты обучения:

После первого года обучения воспитанники приобретут:

Знания:

По истории развития этикета, культуры поведения и общения

Этикетные формулы: спасибо, здравствуйте, пожалуйста, и т.д.

Об основных правилах речевого этикета.

Умения:

Слушать собеседника

Правильно использовать этикетные формулы в речи

Находить ошибки неправильного использования этикетных формул в речи других.

Второго года обучения:

Знания:

Правила культуры поведения и общения во время выполнения какого-либо поручения в коллективе, сюжетно-ролевых ситуациях

Культуру поведения и общения с природой и животным миром

Формы поведения и общения в коллективе.

Умения:

Анализировать и оценивать свои поступки и дела в коллективе, так и одноклассников

Культурно общаться друг с другом

Любить и бережно относиться к окружающему миру и родному краю.

Третий год обучения:

Знания:

Правила речевого поведения за столом, в гостях, общественных местах

О культурно – гигиенических навыках

Иметь представление о хороших манерах

Этикетные выражения, необходимые в ситуации приобретения билета в транспорте, в кино, покупок в магазине и др.

Умения:

Правильно вести себя за столом

Пользоваться столовыми приборами

Вести беседу с окружающими людьми в общественном транспорте, магазине и т.д.

Вежливо уступать место старшим в транспорте

Правильно приобретать билет в транспорте, кинотеатре и других общественных местах.

Формы подведения итогов реализации

программы «Школа вежливых наук»

Итогом после каждой ступени обучения являются театрализованные мероприятия (КВНы, турниры, соревнования, итоговые занятия, КТД) которые направлены на закрепление приобретенных навыков и знаний общечеловеческих ценностей. Сюжетно – ролевые игры, коллективные творческие дела, соревнования, итоговые занятия и их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать как свои поступки, так и других.

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Игра путешествие по сказочной стране «Этикет»

10

6

4

2

Этика общения

12

6

6

3

Веселые правила хорошего тона

9

5

4

4

Занятие – игра

3

3

5

Итоговое занятие. Игровое театрализованное представление «Доброта на всех одна»

2

2

ИТОГО:

36

17

19

Содержание программы

первого года обучения

Ι Путешествие по сказочной стране «Этикет»

Тема №1. Вводное занятие «Что такое этикет?» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Этикет». Чем «Этикет» отличается от «Этики». Знакомство с хорошими манерами.

Практическая часть: Беседа «Что такое этикет», её анализ; игры на знакомство; игра «Волшебные слова».

Тема№2. «Из истории…»(1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с историей первоначального этикета и бытом русского народа.

Практическая часть: Игровая разминка для снятия усталости; беседа по данной теме.

Тема №3. «Сказка об этикете» (1ч.)

Теоретическая часть: Дать опорные знания по этикету. Для чего он нужен. Чтение сказки об этикете.

Практическая часть: Беседа по сказке; упражнение «Продолжи сказку».

Тема №4-5. «Повседневный этикет» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами повседневной жизни, история правил поведения.

Практическая часть: Игра «Можно – нельзя»; сценки; игровые ситуации, их разбор и анализ.

Тема №6-7 «Культура разных народов» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с традициями, обрядами, обычаями, культурой разных народов, а так же русского народа.

Практическая часть: Конкурс «Пословиц и поговорок»; игры разных народностей; аукцион идей «Что поможет людям различных народностей жить в мире?».

Тема №8-9 «Простые правила этикета» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с весёлыми правилами этикета, история правил хорошего поведения.

Практическая часть: Разбор ситуаций, прослушивание аудио кассеты со стихотворениями «Что такое хорошо и что такое плохо», их анализ.

Тема №10. Итоговое занятие «Сказочная страна этикет» (1ч.)

Теоретическая часть: Приобщение ребят к правилам хорошего поведения.

Практическая часть: Игра – путешествие.

ΙΙ Этика общения

Тема №1. Вводное занятие «Этика общения» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с понятием «Общение», разновидность общения.

Практическая часть: Игры на общение, игровые ситуации их разбор.

Тема №2. «Мудрости начало» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками в русском фольклоре.

Практическая часть: Игра «Мудрости начало»; разбор пословиц, скороговорок, поговорок.

Тема №3-4. «Учимся представляться, будем знакомы» (2ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами при знакомстве, этикетные выражения и жесты во время знакомства. Текст для чтения «Знакомьтесь, пожалуйста».

Практическая часть: Игры «Снежный ком», «Волшебный цветик – семицветик»; игровые ситуации их разбор.

Тема №5. «Что такое доброта?» (1ч.)

Теоретическая часть: Ориентация детей на доброе общение, знакомство с понятием «Доброта».

Практическая часть: Беседа по сказкам; конкурс вежливости; инсценировка «Спор про вежливость»; дидактическая игра «письмо доброго волшебника».

Тема №6 «Самое первое правило этикета» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с правилами приветствия и пожелания, формы обращения.

Практическая часть: Игровые ситуации, игра «Проверь себя»

Тема №7. «Утреннее приветствие, пора ложиться спать» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с традиционными русскими пожеланиями перед сном и в момент пробуждения. Текст для чтения.

Практическая часть: Беседа по данной теме; игровые ситуации их разбор и анализ.

Тема №8 «Вежливая просьба» (1ч.)

Теоретическая часть: Знакомство с историей слова «Вежливость», правила вежливости, вежливые слова.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap