Программа дополнительного образования по развитию вокальных данных Росинка



Программа

дополнительного образования детей в ДОУ

по развитию вокальных данных

«Росинка»

Салдина О.В.

— Введение —

Вокальные данные — даны каждому человеку от природы, и от того как они были развиты в период детства, зависят его вокально-интонационные навыки в последующем.

Планомерно занимаясь развитием вокальных данных ребёнка с раннего детства, можно расширить его певческий диапазон, точность музыкальной интонации (чистота), выразительность пения, чёткость дикции и, самое главное, привить ему интерес и любовь к миру музыки.

Знакомясь с произведениями зарубежных и отечественных композиторов, известными детскими и эстрадными песнями, мы помогаем ребёнку в формировании его музыкально-эстетического чувства.

Работая над образной стороной произведений, дети учатся выражать свои эмоции, передавать тот или иной характер музыки (печальный, радостный, игривый и т.д.) средствами мимики.

В обучении пению, у ребёнка также развивается слуховая и музыкальная память, внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата.

Все эти аспекты предусмотрены в программе по развитию вокальных данных, адаптированной для условий ДОУ для детей, начиная с 4-х летнего возраста.

Цель и задачи

Цель программы:

Развитие музыкальных данных ребёнка через обучение вокально-интонационным навыкам.

Задачи программы:

Знакомить детей с возможностями собственного голосового аппарата,

Обучать элементам певческих упражнений, фонопедической гимнастике (по В.Емельянову)

Развивать навыки правильного певческого и речевого дыхания, членения фразы на слоги, взятия дополнительного дыхания (перехват), силу и продолжительность выдоха.

Учить детей выразительному, чистому пению, постепенно расширяя диапазон голоса.

Развивать чувство ритма, темпа, динамики, и учить отражать их в пении

Учить слушать и различать музыку (песни) разных жанров и характера, отмечать составляющие её музыкальные компоненты и передавать их в пении,

Развивать умение слышать друг друга и действовать в ансамбле,

Воспитывать вежливость, взаимоуважение, поддерживать эмоциональный комфорт и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Планирование и содержание работы —

Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю. Для детей 4-5 лет (20 минут), для детей 6-7 лет (25-30 минут).

Календарный план:

Месяц

Сен-тябрь

Ок-тябрь

Но-ябрь

Де-кабрь

Ян-варь

Фев-раль

Март

Ап-рель

Май

Июнь

Кол-во занятий

8

8

8

8

6

8

8

8

8

8

Всего занятий в год: 78

Учебно-тематический план:

Сентябрь

Октябрь

Артикуляционная разминка комплекс №1

Слушание: регистры (высокий и низкий)

Распевки и муз.загадки

Пение: Знакомые мелодии детства (Облака, Автор текста (слов):

Козлов С. Композитор (музыка):

Шаинский В. Песенка кота Леопольда Автор текста (слов):

Хайт А. Композитор (музыка):

Савельев Б.)

Артикуляционная разминка комплекс №1

Слушание: диапазон (ступеньки) Распевки и муз.загадки, речевые игры

Пение: Характерные песни (Ква-ква – какая песенка, Слова Ю. Энтина,

музыка А. Рыбникова Листья осыпаются С.Насауленко)

Ноябрь

Декабрь

Артикуляционная разминка комплекс №2

Слушание: мелодии колыбельной. Распевки и муз.загадки

Нотная грамота: скрипичный ключ, стан, ноты, звукоряд.

Пение: Характерные песни (Наш котёнок, Слова и музыка: Юрий Трофимов; Песенка вьюги, Песенка-чудесенка; Слова: А. Кондратьев

Музыка: М. Протасов)

Артикуляционная разминка комплекс №2

Слушание: звуки скрипки. Нотная грамота: названия нот.

Распевки и муз.загадки

Новогодний репертуар: Зимняя сказка, Праздник весёлый стучится к нам в дом (А.Ермолова). Закрепление: Песенка-чудесенка, Наш котёнок.

Январь

Февраль

Артикуляционная разминка комплекс №3

Слушание: звуки свирели. Нотная грамота: Пауза.

Распевки и муз.загадки

Пение: Снежная песенка, Музыка Д. Львова-Компанейца Слова С. Богомазова; Песенка Фунтика. Слова В. Шульжика, музыка В. Львовского

Артикуляционная разминка комплекс №3

Слушание: музыка оркестра.

Нотная грамота: штрихи ( легато, нон легато) Распевки и муз.загадки

Пение: Песенка про папу, Прадедушка (автор музыки А.Ермолов, слова Михаила Загота)

Март

Апрель

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: духовые инструменты.

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Весенний репертуар: Мамина улыбка (Ж.Цибров), Мама (Слова и музыка Жанны Колмагоровой), Мама для мамонтёнка Муз. В.Шаинского Сл. Д. Непомнящий

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: органная музыка Барокко

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Детская эстрада: Круглая песенка, Ромашки Слова Т. Графчиковой, музыка Е. Лучникова

детская студия «Родники» Слова: Лариса Миронова Музыка Р. Рустамова. Мы запели песенку

Май

Июнь

Артикуляционная разминка комплекс №4

Слушание: классика, венская школа.

Нотная грамота: интервалы

Распевки и муз.загадки

Пение: Наш сад, Яблонька, Слова М. Пляцковского Музыка Е. Мартынова Детский сад. Слова и музыка Сергея Смирнова

Повторение материала, участие в концертах и развлечениях

Навыки и умения, развиваемые на занятиях вокалом

I . Музыкальное развитие.

Развитие вокально-интонационных данных,

Развития навыков музыкального ансамблирования,

Формирование понятий об элементах музыкальной выразительности: темп, динамика, регистры; понятия о характере и образе музыкального фрагмента или произведения в целом.

II . Ритмическое развитие.

Знания о разных видах ритмических рисунков,

Развитие памяти, слухового внимания (слышать, запоминать, различать, узнавать).

III . Эстетическое развитие.

Формирование эстетического вкуса ребёнка на основе знакомства с музыкой различного характера (игривая, маршевая, монотонная, бодрая, таинственная, печальная и др.), а также эстетики движений и осанки при выступлении (пении)

Выявление индивидуальности ребёнка на основе предпочтений в музыке, играх, сюжетах и характерах («художественный вкус»).

— Требования к умениям ребёнка —

Повторять (а в последующем выполнять самостоятельно) за педагогом элементы гимнастики для мимики и артикуляции,

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи,

Проявлять знание последовательности разученных движений, слов песен, знание частей музыкальных произведений: куплет, припев, повтор и др.,

Координировать движения и пение, вовремя начинать и заканчивать пение, варьировать силу и продолжительность голоса.

Уметь действовать в ансамбле, не перебивать других, не мешать, вступать и заканчивать вовремя.

— Краткие методические указания —

Требования к помещению для проведения занятий: простор, уют, хорошее освещение, проветриваемость, оснащение аудиоаппаратурой, фортепиано, магнитная доска.

Приблизительный план занятия детей 4-5лет

(Время занятия — 20минут)

Артикуляционная разминка 1-2 мин.

Гимнастика для мимики 1-2 мин.

Нотная грамота (работа на доске) 3-5 мин.

Слушание музыки, беседа, обсуждение 2-4 мин.

Распевки и музыкальные загадки 3-5 мин.

Разучивание песен и репетиции выступлений 7-10мин.

Итоги занятия, поощрение 1-2 мин.

— Список литературы —

Баркан. А.И. Ребёнок в детском саду, М: 2003;

Вихарева Г.Ф. Веселинка: детские песни (CD- 2009);

Вихарева Г.Ф.Пёстрые страницы; С-Пб, — Детство-пресс 2007;

Волчок М.Ю. Вокальные упражнения и игры, М:1985;

Дмитриева Н.А. Как разработать программу дополнительного образования детей в ДОУ; Тюмень;

Емельянов. В. Фонопедические упражнения; 2006;

Новиковская О.А. Логоритмика; М: 2005;

Развивающие занятия для детей; С-Пб, – Детство-пресс: 2005;

Кацер.О.В. «Музыка . Дети. Здоровье» (CD- 2004)

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения; Ярославль 2000;

Петрова В.П., Музыкальные занятия с малышами; М: 1987;

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку; М:2001;

Тютюнникова Т.Е «Нескучные уроки» (CD – 2007);

Чибрикова-Луговская Е.А. Ритмика: методическое пособие, М:2001.



sitemap
sitemap