Программа дополнительного образования по проектной деятельности СПОРТЛАНДИЯ_23117



Как я внедряю метод проектов в начальной школе.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Достижение нового результата образования должно опираться на новые технологии.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ученик оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях , работать в различных коллективах.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно- поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

В нашей школе ученики с начальных классов обучаются электронным технологиям, проектной деятельности, ведут поисковую, исследовательскую работу.

Ученику, живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса , но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые.

Идея данного социального проекта возникла таким образом. Территория у нас очень большая, но нет хорошей спортивной площадки для школьников и игровой площадки для дошкольников. Дети совместно с родителями решили облагородить пришкольный участок и своими силами построить спортивные сооружения на нем. Дети восприняли это как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.

Сразу пришло название проекта «Красота вокруг нас» с творческим названием «Спортландия». А самое главное – дети с удовольствием стали заниматься творческой работой. Дети выдвигали множество идей, что мы могли бы смастерить с помощью родителей на спортивной и игровой площадках.

Возник вопрос : «Как человек мастерит?».

Появились проблемы: «Как с помощью компьютера создать схемы сооружений?». «Где можно достать материалы для изготовления сооружений?»

Участники проекта: учащиеся 4 класс

Были поставлены цели проекта:

1. Пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

2. Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

3.Обьединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.

4. Демонстрация сооружений, представление результатов.

Такие маленькие дети не представляют глубину предстоящей работы. Поэтому, приступая к данному проекту , желательно придерживаться правил:

Дети не должны оставаться в стороне, а были активными помощниками своим родителям;

строить обучение на основе игры,

предлагая практическую работу;

дать детям возможность видеть плоды своего труда.

Были намечены этапы и сроки проведения проекта.

Критериями работы наших детей являлось искреннее желание оформить территорию своей школы. Занятия проводились во внеурочное время и оценки детям не ставились.

Итогом нашей совместной работы является презентация «Мы учимся строить».

Конечно, родители были главными помощниками своим детям к творческой работе детей.

Семья – самый первый коллектив в жизни ребенка. Вот почему так важен в воспитании трудолюбия совместный труд родителей и педагогов.

Задачи проекта:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом;

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

-самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время);

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта;

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Содержание программы.

Программа состоит из таких разделов: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

Программа предполагает теоретическую и практическую часть. В реализации Программы используются инновационные педагогические методы, позволяющие обеспечивать активную субъективную позицию учащихся.

В организации практической деятельности применяется деятельностный подход – включение ребенка в добывание знаний.

Ожидаемые результаты.

Подготовка к самостоятельной жизни и квалифицированному труду;

Самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности;

Самопознание, самосовершенствование, накопление опыта социальной деятельности;

Сочетание исполнительности с инициативой и творчеством;

Стремление к проявлению творческих способностей в различных сферах жизни и деятельности;

Выполнение определенных социальных функций, требующих четкого выполнения команд;



Стремление реализовать свою индивидуальность, успешно адаптируясь к имеющимся социальным условиям;

Укрепление физического здоровья.

Используемые диагностики:

Анкетирование;

Собеседование;

Показатели здоровья.

Программа модифицирована, в ее основу положена программа Intel «Обучение для будущего» г. Тольятти – 2004 г. Автор: Н.И. Лапшина, учитель начальных классов, МОУ СШ №93.

В нашей программе увеличено количество часов на практическую деятельность.

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Часы

Теор.

часы

Практ.

часы

Формы контроля

1

Обсуждение темы проекта, предмет исследования с учителем.

1

1

беседа

2-4

Получение дополнительной информации.

Определяют свои потребности.

3

2

1

Собеседо-вание

5-7

Принимают в составе группы (или с родителями) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

3

2

1

Собеседо-вание

8-9

Анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

2

1

1

Анкетиро-

вание

10-11

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения с родителями) цель проекта.

2

1

1

Собеседо-вание

12-13

Поиск, сбор, систематизация и анализ информации;

• распределение ролей ;

• планирование работы;

2

1

1

Собеседо-вание

14

Формы и способы презентации предполагаемых результатов;

1

1

Собеседо-вание

15

Установление критериев оценивании результатов и процесса.

1

1

Собеседо-вание

16-17

Продумывание продукта групповой и/или индивидуальной деятельности

Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

2

1

1

Анкетиро-вание

18-21

Выполнение запланированных действий в комбинированном режиме.

4

2

2

22-29

Оформление проекта,

Изготовление продукта.

8

2

6

Собеседо-

вание

30-31

Оформление портфолио.

2

2

Собеседо-вание

32-33

Защита проекта.

2

2

Презента-ция

34

Оценивание деятельности и ее результативности.

1

1

Структура организации:

Занятия проводятся во внеурочное время и на уроках информатики 1 час в неделю, всего 34 часа.

Содержание изучаемого курса

Раздел 1 «Поисковый»

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Раздел 2 «Аналитический»

— определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Раздел 3 «Практический»

— самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Раздел 4 «Презентационный»

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Раздел 5 «Контрольный»

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Методическое обеспечение программы.

Методические пособия:

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

  Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

Оборудование:

Компьютерный класс с выходом в Internet

Список литературы.

1.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2.      Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3.      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

5.      Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6.      Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

7.      Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

8.      Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

9.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

10.  Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

11.  Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. — 326с.

12.  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

13.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

14.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap