Программа дополнительного образования Лидерский потенциал летний лагерь



Министерство социального развития Саратовской области

Государственное автономное учреждение Саратовской области

«Центр реабилитации «Пугачевский»

Детский оздоровительный лагерь «Жемчужинка»

«СОГЛАСОВАНО»

Начальник ДОЛ «Жемчужинка»

_________ М.В. Рыженков

«___» мая 2013 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАУ СО

«ЦР «Пугачевский»

_________ А.В. Герасимов

«___» мая 2013 года

ПРОГРАММА

детского объединения

«Лидерский потенциал»

Программа дополнительного образования

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации: 21 день (летняя оздоровительная смена)

Педагог дополнительного образования Геращенко Сергей Андреевич

Пугачев

2013 год

Оглавление

Пояснительная записка3

План-сетка программы на смену9

Алгоритм развития смены (по И.И. Фришман)10

Методическое обеспечение программы11

Методика «Лидер-ведомый»39

Список литературы42

Пояснительная записка

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах социализации. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка;

отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума;

негативность к самостоятельным действиям, потребность воспитанников в перекладывании ответственности за решение проблем на взрослых.

Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижениях этого уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как — формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни лагеря. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре.

Цели и задачи программы

Образовательная программа «Лидерский потенциал» (далее – программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Программа имеет социально-психологическую и культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

изучение психологических основ управления, манипулирования массовым сознанием;

формирование личностных качеств.

Программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего и старшего возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивает формирование навыков и умений руководства.

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи программы:

Образовательные: помощь в формировании лидерских качеств воспитанников, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

Развивающие: помощь в развитии аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

Воспитательные: создание условий для нравственного становления воспитанников, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Коммуникативные: построение прочного диалога между педагогическим отрядом и детьми (реализуется в соответствии с алгоритмом развития лагерной смены по И.И. Фришман).

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

проведение психологического тестирования воспитанников с целью выявления личностных установок;

побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;

применение индивидуальных, групповых и массовых форм на занятиях.

Предполагаемый результат

После обучения в рамках программы воспитанники получают управленческий опыт, активизируют свою жизненную позицию, вырабатывают определенный подход к решению сложных социально-психологических проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации программы:

аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);

проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);

коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);

рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);

исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Учет возрастных особенностей детей

Программа рассчитана на детей среднего и старшего возраста.

В процессе обучения активно используется психологический материал, направленный на формирование определенных личностных установок.

Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

Специфика экспериментального подхода к организации воспитательного процесса

Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации воспитательной деятельности в рамках программы: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (психология, избирательное право, журналистика и др.).

Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие лидеров и активистов в деятельности своего отряда, межотрядное сотрудничество, сотрудничество с педагогическим отрядом и администрацией лагеря.

Реализация образовательной программы рассчитана на 21 день (летнюю оздоровительную смену). 

В объединение принимаются все желающие, без специального отбора.

Основные принципы при реализации программы

Принципы организации воспитательного процесса по программе:

принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;

принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает воспитанникам возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;

принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;

принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;

принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья ребенка;

принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития и воспитания.

План-сетка программы «Лидерский потенциал»

Стадия с позиции развития команды «Ориентация»

Стадия с позиции развития команды «Разочарование»

Стадия с позиции развития команды «Интеграция»

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

Мероприятие:

АРТ-методика

Мероприятие:

Интерактивная игра «Лидер» (по отрядам), игра «Веревочка»

Мероприятие:

Коммуникативно-политическая игра «Защита цвета»

Мероприятие:

Измерение эмоционально-психологического климата отрядов

Мероприятие:

Самотестирование «Лидеры бывают разные»

Мероприятие:

Упражнение «Мой идеальный мир»

Мероприятие:

Упражнение «Фломастеры»

ДЕНЬ ЗАЕЗДА. УСТРОЙСТВО

ОБЩИЙ РАЗГОВОР. ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ

КРИТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

ПОДГОТОВКА К ДЕЛУ

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕНЬ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

КРИТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ. ОБЩИЙ РАЗГОВОР.

Практический результат: знакомство с отрядами, выявление лидеров

Практический результат: формирование определенного стиля самоуправления в отряде

Практический результат: составление объективной картины деятельности отряда, настроения детей

Зона жесткого лидирования

Зона мягкого лидерства

Стадия с позиции развития команды

«Производство»

8 день

9 день

10 день

11 день

12 день

13 день

14 день

Мероприятие:

Упражнение «Башня», тренинг личност. роста «Муха в квадрате»

Мероприятие:

Упражнение «Мост»

Мероприятие:

Упражнение «Скульптура идеального лидера»

Мероприятие:

Упражнение «Выбор», тренинговое занятие «Социодрама»

Мероприятие:

Методика «Конфликтная ли Вы личность?»

Мероприятие:

Упражнение «Акулы», тренинг «Карабас»

Мероприятие:

Упражнение «Аукцион лидерских качеств»

ТАЙНА

ИНТЕРЕС ДРУГ

К ДРУГУ

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРИТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ.

ДЕНЬ “ИСПЫТАНИЙ”

СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗГОВОР О КАЖДОМ

Практический результат: сплочение отрядного коллектива, развитие производственной деятельности лидеров и актива отрядов, улучшение психологического климата внутри отрядов

Зона жесткого взаимодействия

Точка передачи лидерства

Зона жесткого взаимодействия

Стадия с позиции развития команды

«Производство»

15 день

16 день

17 день

18 день

19 день

20 день

21 день

Мероприятие:

Коммуникативно-адаптивная игра «Болото»

Мероприятие:

Игровой цикл «Лидер-организатор»

Мероприятие:

Игровые дебаты «Стол переговоров»

Мероприятие:

Методика оценки качества работы лидеров и активов отрядов

Мероприятие:

Измерение эмоционально-психологического климата отрядов

Мероприятие:

«Почта теплых сердец»

РАЗЪЕЗД

КРИТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap