Программа дополнительного образования Кружок Умелые руки



Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»

Дополнительная образовательная программа

кружка

«Умелые руки»

Дополнительная образовательная программа

рассчитана на 5-9 классы

Срок реализации программы 3 года

Ф.И.О. руководителя кружка:

Адамович Галина Семеновна

должность: учитель технологии, высшей категории

Южноуральск 2011г.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» кружка для 5-9 классов VIII вида составлена на основе:

Закона РФ «Об образовании».

Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Конвенции ООП «О правах ребенка».

Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Устава МСКОУ «СКОШ №2».

«Прекрасный мир вещей создан был веками,

Хранит их каждый дом, а может быть музей.

Учитесь рисовать и создавать руками,

Все то, что может радовать друзей!»

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависятот умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Образовательная программа « Умелые руки» является составной частью художественно — прикладного творчества детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству.

Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с тканью, мехомабота с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек — сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Актуальность и новизна программы.

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое сопровождение декоративно — прикладного искусства

предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Использование интернет – ресурсов при прохождении новых тем по теории, презентаций для практических работ.

Педагогическая целесообразность.

Художественно — прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей.

Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт — поделки, игрушки, изделия — вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

Я руковожу кружком «Умелые руки» 12 лет и вижу результаты своего труда. Дети с радостью идут на кружок, с увлечением работают, своими отличными работами радуют учителя, родителей, бабушек, ветеранов войны и труда. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

Преемственность и соответствие программ образовательных учреждений.

Программа « Умелые руки» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей вспомогательной школы, а также подготавливает детей к освоению программы Профессионально трудовое обучение.

Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области.

Цели: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся.

Задачи:

Обучающие:

— развивать стремление к углублению знаний;

-формировать интерес к декоративно — прикладному творчеству;

-развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых изделий

— развивать индивидуальные способности учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду;

— формировать чувство коллективизма;

— воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

— воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Познавательные:

— развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

— развивать самостоятельность в труде;

— создавать условия для социального и профессионального самоопределения учащихся

— развивать творческие способности личности; сенсорныеи моторные навыки учащихся.

Мотивационные:

— создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

Эстетические:

— воспитывать аккуратность, культуру поведения;

— формировать умения видеть красоту посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;

Социально-педагогические:

— формирование общественной активности, реализация в социуме;

— формирование профессионального интереса к декоративно- прикладному творчеству.

Оздоровительная:

— воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.

Принципы, на которых базируется программа:

доступность;

от простого к сложному;

учет индивидуальных особенностей обучающихся;

дифференцированность;

практическая направленность;

креативность;

результативность.

Психологическая характеристика

Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок обьем кратковременной оперативной памяти); медленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности

Основные направления коррекционной работы

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Развитие артикуляционной моторики

Развитие зрительной памяти и внимания

Развитие слухового внимания и памяти

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

Особенности набора детей

Набор детей осуществляется по желанию учащихся.

По программе могут заниматься дети 11-16 лет. Программа рассчитана на 3года обучения. Наполняемость группы — 12 человек.

1 год обучения для учащихся 11-12 лет (занятия проводятся один раз в неделю);

2 год обучения для учащихся 13-14лет (занятия проводятся один раз в неделю);

3 годобучения для учащихся 15-16лет (занятия проводятся один раз в неделю);

Продолжительность.

Программа рассчитана на 3 года — по 68 ч. в год. Занятия могут проходить по 2 часа (40 мин.+ 40 мин.) 1раз в неделю. Предпочтение отдается практической работе.

Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.

Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:

принцип научности: знания, которые получают учащиеся, должны быть научно доказаны и обоснованы.

принцип систематичности и последовательности: получаемые детьми знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке.

принцип доступности: знания и практические работы, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их возрасту.

принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности.

Основные методы:

репродуктивный;

частично-эвристический;

словесный;

наглядный;

практический.

Формы и режим работы

Индивидуальная, групповая.

На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.

Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.

Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно- прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать встречи, беседы, экскурсии.

Условия и средства реализации программы.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.

Для успешного проведения занятий необходимы:

инструменты и приспособления.

шаблоны, трафареты, выкройки мягкой игрушки,

-бумага, картон, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех и т.д.

— мука, соль, краски(акварель, гуашь),лак для мебели бесцветный.

Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

Информационное обеспечениеб специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.

2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий

Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются самоанализ обучающимися своих достижений.

Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: репродуктивный, креативный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированноти умений и навыков.

В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.

Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.

У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.

Диагностика ЗУН учащиеся проводится 3 раза в год: в начале учебного года, в середине и в конце в виде творческих испытаний.

Конкретные знания, ключевые понятия и определения.

Знать: Технологическую последовательность изготовления поделок из соленого теста, рецепт и способ приготовления теста.

Правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования. Виды ручных и машинных швов, украшающие швы. Технологию изготовления мягкой игрушки из меха, драпа. Технологию изготовления игрушек в технике Папье-маше.

Уметь: Соблюдать правила техники безопасности, санитарно -гигиенические требования. Изготовить игрушку с помощью учителя. Выполнять украшающие швы.

Формы контроля.

Участие в выставках(школьных, городских, областных, всероссийских)

В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами

Учебно-тематический план I год обучения

п\п

Наименование раздела, темы

Количество

часов



Теорети —

ческие

Практи-

ческие

I

II

III

IV

V

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

Соленое тесто

Из истории соленого теста

Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

Рецепт соленого теста

Инструменты и материалы

Обжиг и сушка

Раскрашивание изделий

Изготовление изделий из соленого теста

Миниатюрные фигурки

«Сова»

«Гусеница»

«Пчелки»

«Ежик»

Новогодние игрушки

Подсвечники

Снеговики

Гномики

Подготовка к выставке

Выставка работ учащихся

Декоративные игольницы

Из истории игольниц

Игольница — Цветок

Игольница — Божья коровка

Игольница — Шляпа

Мягкая игрушка из меха

Правила О.Т. при изготовлении мягкой игрушки

История развития мягкой игрушки

Инструменты и приспособления

Выкройка игрушки

Технология раскроя (драпа, меха)

Технология пошива игрушки

Виды швов (ручные, машинные)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap