Программа дополнительного образования Истоковедение_36238



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДЗЕРЖИНСКА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37»

Рекомендована Утверждена

Педагогическим советом приказом директора

МОУ «Средняя общеобразовательная МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 37» г. Дзержинска школа № 37» г. Дзержинска

протокол №___от________________ от _________№____________

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ИСТОКОВЕДЕНИЕ»

Срок реализации: 3 год

Возраст: 8-11 лет

Педагоги дополнительного

Образования

Антоновская О. В.

Калякина В. С.

Лемяскина Т. В.

г. Дзержинск

2009г.

Пояснительная записка

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Базовый курс обучения (2–4 классы) обязателен и рассчитан на 34 часа в год в начальной (за счет инвариантной части регионального компонента) и 34 часа в основной школе при пятидневной неделе. При пятидневной неделе санитарные правила и нормы предусматривают увеличение максимально допустимой недельной нагрузки во 2–4 классах до 25 часов. Поэтому по решению образовательного учреждения продолжительность урока может быть 35 минут, что позволяет, не нарушая предельно допустимую норму, выделить время (35 мин) для предмета «Истоки», реализующего основные цели инвариантной части национально-регионального компонента в начальной школе.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

Задачами курса во 2 классе являются:

— раннее и относительно систематическое приобщение ребенка к истокам культуры, духовных ценностей и образа жизни

— посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир

— развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства к окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Задачами в 3 и 4 классах являются:

— дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека

— посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности

— продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом. Уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

— суммировать и обобщить и вывести на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.

— увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Содержание программы для общеобразовательной школы

В начальной школе (1-4 классы) учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.

Во 2-м классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).

В 3-м классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда», «Любовь», «София»).

В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации

Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

п/п

Название разделов, тем

Кол-во всего часов

Кол-во часов теории

Кол-во практики

1

Тема: «Родной очаг»

4,5ч

4,5ч

1.Имя

0,5

0,5

2.Семья

0,5

0,5

3.Семья

0,5

0,5

4.Род

0,5

0,5

5.Дом

0,5

0,5

6.Дом

0,5

0,5

7.Деревня

0,5

0,5

8.Город

0,5

0,5

9.Обобщающий урок

0,5

0,5

2

Тема «Родные просторы»

4,5ч

4,5ч

1.Нива и поле

0,5

0,5

2.Нива и поле

0,5

0,5

3.Лес

0,5

0,5

4.Река

0,5

0,5

5.Река

0,5

0,5

6.Море

0,5

0,5

7.Путь-дорога

0,5

0,5

8.Путь-дорога

0,5

0,5

9.Обобщающий урок

0,5

0,5

3

Тема «Труд земной»

1.Сев и жатва

0,5

0,5

2.Братья меньшие

0,5

0,5

3.Ткачихи-рукодельницы

0,5

0,5

4.Ткачихи-рукодельницы

0,5

0,5

5.Мастера-плотники

0,5

0,5

6.Кузнецы-умельцы

0,5

0,5

7.Ярмарка

0,5

0,5

8.Обобщающий урок

0,5

0,5

4

Тема «Труд души»

1.Слово

0,5

0,5

2.Сказка

0,5

0,5

3.Песня.

0,5

0,5

4.Праздник

0,5

0,5

5.Книга.

0,5

0,5

6.Икона

0,5

0,5

7.Храм

0,5

0,5

8.Обобщающий урок

0,5

0,5

Итого:

34ч

17ч

17ч

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2 класс

п/п

Название раздела, тем

Формы и занятия

Приемы и методы

Методические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Тема: «Родной очаг»

1. Имя

Р.К. «Имя и доброе качество»

Объяснит-иллюстрат

Учебник и печатная тетрадь

Компьютер

проектор

Значение своего имени



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap