Программа дополнительного образования детей Веселые нотки



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр г. Ейска

муниципального образования Ейский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Веселые нотки»

Наименование объединения

детский музыкальный театр

наименование учебной дисциплины

2 года

срок реализации

модифицированная

вид программы

5-7 лет

возраст обучающихся

Антонова Диана Дементьевна

Ф.И.О. преподавателя

г. Ейск

2011 г.

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия в театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения для постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности дошкольников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности — все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Цель программы:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра;

Для достижения вышеизложенной цели необходимо выполнить следующие задачи:

создать условия для реализации творческих способностей;

развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

получать навыки актерского мастерства;

способствовать реализации потребностей детей в общении и познании окружающего мира;

организовать регулярные занятия по развитию речи;

развивать в студийцах фантазию и творческое видение;

работать над сценическим движением;

создать атмосферу доброжелательности в студии.

Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к театральному искусству считаются следующие:

-принцип доступности и индивидуализации

(учет возрастных особенностей ребенка и в связи с этим определение посильных для него заданий, учет индивидуальных особенностей ребенка);

-принцип постепенного повышения требований

(постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, выполнение ребенком все более трудных новых заданий);

-принцип систематичности

(непрерывность и регулярность занятий);

-принцип сознательности и активности

(обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение к своим действиям);

-принцип повторяемости материала

(занятия требуют повторения вырабатываемых навыков);

-принцип наглядности

(при разучивании упражнения, новых ролей наглядность, т.е. безукоризненный практический показ педагогом, это один из основополагающих принципов);

метод показа;

словесный метод;

музыкальное сопровождение, как методический прием (умение согласовывать движение с музыкой);

импровизационный метод (развитие творческих способностей);

метод иллюстративной наглядности;

игровой метод;

концентрический метод (позволяет возвращаться к пройденному материалу, но уже усложняя его).

Особенности программы

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в раннем возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить эти способности.

Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.

Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в театральном коллективе границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов: Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива;

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий;

Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.

Срок реализации программы составляет 2 года. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Особенности возрастной группы детей

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а также рефлексия.

В коллектив принимаются дети независимо от музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание. Где определяется и фиксируется:

— музыкальный слух;

— вокальные данные;

— эмоциональные характеристики;

— психотип.

Это является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год. Это позволяет скорректировать работу педагога таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом. Количество обучающихся в группах 10-15 человек.

Прогнозируемые результаты

При успешном выполнении программы прогнозируется следующий результат:

к концу учебного года дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым сценическим голосом, овладевают сценическим движением и основами актерского мастерства, смогут успешно выступать в мини-спектаклях, сценках, каламбурах, как в ДЮЦе, так и на городских мероприятиях.

Итак, необходимо отметить, что основные цели и задачи адекватны результатам и основываются на содержании целей и задач программы.

Знания, умения и навыки в конце первого года обучения

Обучающиеся должны иметь представления о театре, как виде искусства, особенностях театра;

Обучающиеся должны знать понятия: сцена, кулисы, артист, режиссер, композитор, исполнитель, роль, репетиция, сценическая площадка.

Иметь навыки концентрации внимания и координации движений, иметь навыки исполнения песни самостоятельно и в группе, исполнения танцевальных движений.

Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления перед зрителями, уметь самостоятельно исполнить небольшую роль в мини-спектакле.

Знания, умения и навыки в конце второго года обучения

Обучающиеся должны знать понятия: ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.

Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.

Обучающиеся должны уметь:

— действовать в коллективе;

— управлять интонацией своего голоса;

— действовать в вымышленных обстоятельствах;

— проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;

— отзываться на знаки дирижера;

— петь хором в унисон;

— импровизировать на заданную тему.

Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей. Работа театральной студии включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.

Содержание программы

Первый год обучения

Часы

Тема

Цели и задачи

Практические занятия

1

Вводное занятие

Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения.

2

Прослушивание и диагностика детей

Определить возможности детей, познакомиться с коллективом, формировать умение действовать в коллективе. Актуализировать представления о понятиях: искусство, музыка, пение, театр, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся.

Контактные игры, игры-упражнения на развитие внимания, на определение голосовых возможностей

2

Разбор программы, обсуждение репертуара

Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие.

Чтение и анализ программы. Игры – упражнения «Угадай кто я?»

Упражнения на развитие выразительности движений.

4

Распределение ролей, разбор музыкального материала

Овладение предварительными навыками анализа. Разбор сценки, обсуждение, определение идеи, определение главных и второстепенных действующих лиц. Распределение ролей, разбор музыкальных характеристик героев.

Подготовительные упражнения, работа над дыханием, слушание музыки, чтение и анализ сказок, музыкально-ритмические упражнения

6

Разучивание музыкального текста, игровых упражнений

Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения.

Пальчиковая гимнастика, слушание музыки, музыкальные игры, разучивание музыкальных характеристик героев.

5

Работа над артикуляцией

и дикцией, развитие речевых функций

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия. Формирование навыков правильного звукопроизношения, развитие речи, интонационной выразительности.

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами.

5

Разучивание ролевых игр

Воспитывать сценическую культуру, развивать выразительность речи, развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Разучивание ролей, взаимодействие героев – принцип драматического действия, игры-упражнения «Позиции», «Зеркало». Сюжетно-ролевые игры. Речевые тренинги.

16

Работа над текстом, разучивание музыкальной программы

Развивать вокально-хоровые навыки. Формировать представления о понятиях: аккомпанемент, дирижер, солист, дуэт, трио. Развивать навык самостоятельного исполнения музыкального материала, умения управлять своим голосом, навык певческого дыхания и звукообразования.

Работа с песенным материалом. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры, пение сольное и хоровое. Дидактические игры. Артикуляционная гимнастика.

10

Разучивание программы, репетиции

Формирование активного отношения к тексту. Развитие убедительности речи. Овладение навыками взаимодействия.

Разучивание ролевого взаимодействия, отработка эпизодов, поиск мизансцен.

10

Монтаж и постановочная часть программы

Развитие умения организованно, с учетом присутствия партнеров, распределяться по сценической площадке. Формирование навыка действия в предполагаемых обстоятельствах. Тематические беседы.

Овладение сценическим пространством. Данная тема предполагает получение воспитанниками практических умений актерского мастерства и творческого видения.

8

Прогонные репетиции. Подготовка к показу.

Приобретение навыков организованности, внимания, собранности, активности, сплоченности коллектива. Воспитание сценической культуры.

Подготовка программы в целом, показ отдельных номеров, прогонные репетиции, генеральная репетиция.

3

Выступление. Итоговое занятие

Подведение итога первого года обучения. Выступление с программой на мероприятиях.

Выступление.

Второй год обучения

Часы

Тема

Цели и задачи

Практические занятия

2

Вводное занятие

Дать представление о программе второго года обучения.

Повторение. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения.

Выборочное исполнение репертуара прошлого года

2

Диагностика. Азбука театра

Провести диагностику развития общих и музыкальных способностей учащихся. Сформировать представление о понятиях театр, сцена, афиша, кулисы, аншлаг, браво.

Игровой тренинг. Игры на внимание, память, составление афиши. Тематические беседы.

4

Повторение. Элементы сценической грамоты.

Актуализировать представления о театральных и музыкальных терминах. Расширить общекультурный кругозор учащихся. Формировать представление о театральных профессиях. Техника речи.

Сюжетно-ролевые игры, их разбор и анализ. Обмен ролями. Игры – упражнения на выразительность жеста и мимики.

4

Театрализованные этюды-импровизации

Развитие навыка спонтанного исполнения. Развитие понятия импровизации в театральном искусстве. Формирование навыка импровизации в танце и музыкальном исполнительстве. Дать представление о роли и значении этюда в искусстве.

Театр-импровизация, моментальный театр. Музыкальное сопровождение на детских инструментах. Звуки шумовые и музыкальные. Игровые упражнения-импровизации.

5

Региональный компонент. Изучение кубанского фольклора. Кубанские игры

Воспитание у детей чувства патриотизма и любви к родному краю. Изучение кубанских национальных особенностей характера.

Разбор и анализ народных игр. Слушание народной музыки, музыкальные кубанские игры. Разыгрывание народных сценок. Исполнение кубанских песен.

5

Выбор произведения, распределение ролей, читка и разбор программы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap