Программа дополнительного образования детей Творческого объединения Художественная обра



«Утверждаю»

директор школы

____________ Апрелева Л.Г.

Министерство образования и науки Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Варшавская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

« ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ »

Возраст детей: 11-15 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор: Апрелев В.Е.

Учитель ТЕХНОЛОГИИ

Кв. категория: ВЫСШАЯ

2013 г.

Пояснительная записка

Концептуальная основа программы:

Направленность дополнительной образовательной программы; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины » направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художественной обработки древесины, полученных на уроках технологии по основной программе, при знакомстве с ремеслами и народными промыслами России и региона – Челябинской области.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет расширить знакомство детей с народными промыслами России не только виртуально и иллюстративно, но и получить возможность практически попробовать освоить технологию одного из них. Художественная обработка древесины имеет множество различных направлений: « Художественная роспись по дереву»; «Художественная резьба по дереву», которая имеет свои направления: «Скульптурная резьба», «Деревянная игрушка», «Домовая резьба», «Прорезная резьба», «Плоско-рельефная резьба», «Резьба деревянной посуды», «Резьба деревянных ложек», «Трехгранно-выемчатая резьба», «Отделка деревянных изделий из древесины выжиганием» и так далее.

В основу программы при ее разработке положено одно из направлений – «Резьба деревянных ложек», так как позволяет учитывать главное — возрастные психофизические особенности детей: в 11-15 лет хочется сделать своими руками что-то очень серьезное и как можно быстрее. Уж слишком велико в таком возрасте желание самоутверждения в своих собственных глазах – «Да!!! Я смог, Я сделал ЭТО !!!». А особенно, когда это происходит в глазах сверстников, родителей, учителей, других окружающих его людей. При этом очень большое значение имеют трудоемкость и относительно небольшие сроки по времени изготовления изделия.

Очень важно чтобы ребенок при этом не надломился психологически из-за высокой трудоемкости. И направление «Резьба деревянных ложек» наиболее подходит для выполнения этих требований. Ложки самые разные: маленькие и большие, с самой различной формой и конфигурацией ручек, от единичных экземпляров до кухонных наборов позволяют выполнить главный принцип обучения – от малого к большому и от простого к сложному. Кроме того резьба ложек создает возможность более тесного знакомства с другими видами художественной обработки древесины: «Художественной росписи деревянных изделий», «отделки изделий выжиганием», различных видов художественной резьбы: трехгранно-выемчатой, плоско-рельефной, прорезной и т.д. и выполнить другие важнейшие принципы обучения – интеграцию и дифференциацию учебного процесса. Ручки ложек самой различной формы и конфигурации, вследствие их относительно небольших размеров, позволяют разрабатывать и реализовывать на практике различные композиции художественного оформления изделия, используя различные техники резьбы и осваивая при этом технологию этих техник.

Россия всегда славилась своими шедеврами декоративно-прикладного творчества и многообразием народных ремесел, одним из которых является «Художественная обработка древесины» с ее многочисленными видами. Русские деревянные матрешки, различные деревянные игрушки, статуэтки и фигурки отображающие народные образы и персонажи сказочных героев, деревянная посуда и столовые приборы: деревянные ложки, вилки, лопатки, веселки, толкушки, скалки, жбаны и ковши; деревянные пряхи и самопряхи; детские люльки и другая резная или украшенная резьбой мебель и предметы домашнего обихода; домовая резьба, церковные резные иконостасы, киоты и рамы для икон, и многое, многое другое. Сложно перечислить все то, что создавалось и создается народными умельцами и мастерами.

Декоративно-прикладным творчеством и народными ремеслами занимались целыми деревнями, а то и городами: г. Семенов Новгородской области и в настоящее время славится своим творчеством в области художественной обработки древесины. Народными ремеслами занимались целыми семьями. В каждой семье имелись свои секреты того ремесла, которым она занималась. И эти секреты мастерства бережно передавались от поколения поколению.

Не случайно подобные рукотворные изделия обладают такой притягивающей силой, что не можешь взгляд отвести и так и хочется подержать, потрогать их руками. И это объясняется тем, что мастер, который работал над изделием, передавал ему тепло своих рук и не только рук, но и своей души и сердца. Все самые светлые мысли и теплые душевные порывы, переполненные любовью, присутствовали во время работы мастера. И это главная, уникальная особенность народных ремесел, связанных с художественной обработкой древесины и в особенности с резьбой.

Народные промыслы, связанные с «художественной обработкой древесины», поистине являются тем бесценным, «золотым» фондом декоративно-прикладного наследия России.

К большому сожалению, сегодня не только в деревне, но и в городе сложно найти мастера, хорошо владеющего секретами художественной обработки древесины, а профессиональные учебные заведения данного профиля, которые могли бы проводить работу по ознакомлению и обучению детей в данном направлении отсутствуют, или находятся далеко за пределами области.

Поэтому, включение в содержание образования дополнительного образования в виде кружковой работы, в виде творческого объединения школьников позволяет не только сохранить декоративно-прикладное наследие России и расширить профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся, но и несет в себе большую педагогическую целесообразность.

Учебно-воспитательный процесс, выполняемый современной школой, самый сложный вид деятельности, в которой задействованы и взрослые, и молодое подрастающее поколение — дети. С одной стороны знания и опыт в лице учителя, с другой – молодой человек, которому предстоит эти знания и опыт перенять, прежде чем выйти в большую жизнь. Не передать, а именно перенять! Потому что формулировка — передать характеризует одностороннее действие. Этот тандем не возможен с позиции успеха, если нет между сторонами взаимообратных связей. И это самое сложное, самое трудное в педагогике. Ни для кого не секрет, что результат обучения ребенка держится на его интересе. Пропадает интерес у ребенка – результат обучения падает до нуля.

Современные учебные программы по предметам интегрируют в себе знания и опыт, учебную информацию и ее практическую значимость. Но учебная информация порой настолько велика, а учебный план имеет конкретные жесткие временные рамки, что на практическую значимость и освоение опыта временного пространства почти не остается, или оно несоизмеримо мало. Отношения между сторонами (учитель – ученик) невольно получают ограничения регламентом учебного плана. Сжимаются активная познавательная деятельность и стремление исходящие от обучаемого. В итоге теряется интерес и, как следствие, снижается результат.

Для решения этой важнейшей проблемы и призвано дополнительное образование детей в форме кружков, творческих предметных или научных объединений. Ребенок получает возможность раскрепощенного общения по формуле учитель-ученик и возможность удовлетворения своих активности в познавательной деятельности и творческого стремления. Учитель в такой ситуации становится другом, старшим товарищем, передающим свои знания и опыт, а обучаемый – активным участником учебно-воспитательного процесса, желающим получить (присвоить) эти знания и опыт. Именно в ситуации возможности удовлетворения своей познавательной активности и творческого стремления, ребенок приобретает первый опыт мотивации (осмысление, определение цели) своих действий, опыт планирования и построения этих действий (системно-деятельностный подход) и самостоятельного осознания того что он уже знает и умеет и того, что ему еще нужно узнать и чему научиться; получает опыт построения коммуникативных действий: действия, направленные на осуществление межличностного общения, кооперацию совместную деятельность; действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии ( универсальные учебные действия – У.У.Д.).

Принимая участие в профильном кружке или творческом объединении, ребенок получает возможность не только закреплять и развивать знания, навыки и умения, полученные на уроках технологии, но и осваивать и развивать свою компетентность в выполнении практической части творческого проектирования, в проектах практико-ориентированной направленности, реализуя при этом концептуальные основы Фундаментального ядра содержания общего образования.

Реализуя свой потенциал в творческой деятельности, ребенок невольно, и при этом не принужденно, не только перенимает знания и опыт, но и приобщается к культуре России, ее бесценному «золотому» фонду декоративно-прикладного творчества, формируя личное гражданское понимание базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни.

Именно активная творческая деятельность, в которой реализуется ребенок, помогает ему формировать в себе такие личностные ценные качества и достоинства, как: целеустремленность, терпение, настойчивость, умение доводить начатое до конца, самоуважение и уважение труда других, веру в себя и свои силы. Именно такие перечисленные ценные качества и достоинства помогают молодому человеку достичь главной цели – конечного результата, максимально-возможного со знаком плюс.

Все, выше перечисленное несет в себе принципиальную суть дополнительного образования и является фундаментальной основой разработки и построения дополнительной образовательной программы по технологии, одного из разделов образовательной области «Технология», направленного на изучение регионального компонента, в том числе народных традиций, одной из которых является – «Художественная обработка древесины».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Главнейшая цель любой школы заключается в том, чтобы полученные знания и умения стали тем самым прочным фундаментом в жизни человека, на котором будут держаться востребованность, успешность и благополучие во всех его формах!»

АПРЕЛЕВ В.Е.

Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины» направлена на:

* реализацию концептуальной основы Фундаментального ядра содержания общего образования в образовательной области «Технология»;

* закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художественной обработки древесины, полученных на уроках технологии по основной программе, при знакомстве с ремеслами и народными промыслами России и региона – Челябинской области;

* получение навыков проектирования художественных изделий из древесины – деревянных ложек, основой технологии изготовления которых является художественная резьба;

* ознакомление обучаемых с элементами основ экономических знаний:

а). расчета себестоимости изделия;

б). определение рыночной стоимости изделия;

* формирование у обучаемых мотивации, логической последовательности, в выполняемых действиях, и рационального мышления;

* формирование и развитие навыков безопасной и технологически правильной работы специализированными инструментами;

* формирование умения подготавливать, разрабатывать и изготавливать несложный специализированный инструмент;

* формирование основ экологических знаний в области применяемых и используемых в изделиях материалов;

* развитие и закрепление навыков выполнения творческих проектов в их практической части;

* формирование таких ценных личностных качеств и достоинств, как: целеустремленность, терпение, настойчивость, умение доводить начатое до конца, самоуважение и уважение труда других, веру в себя и свои силы;

* воспитание аккуратности, бережного отношения к материалам, инструментам и природным ресурсам;

сохранение и развитие одного из направлений народных традиций России;

* воспитание любви и гражданской позиции к Родине, государству, обществу, семье через приобщение к народным традициям России, вовлечение ребенка в мир прекрасного.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она способствует осмыслению и пониманию обучающимися мотивации своих действий, построения алгоритма действий необходимых для достижения поставленных задач и обретению универсальных учебных действий через реализацию познавательной активности и творческого стремления, исходящих именно от самого ребенка. Программа способствует реализации требований стандартов второго поколения и концептуальных основ «Фундаментального ядра» содержания общего образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 11 до 15 лет.

.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины».

Программа рассчитана на трехгодичное обучение и построена по принципу: от простого к сложному и от малого к большому.

Первый год обучения обучающиеся знакомятся с видами (направлениями) «художественной обработки древесины», получая при этом первое-общее представление; знакомятся с материалами и инструментами, применяемыми при изготовлении деревянных ложек, правилами и технологическими приемами безопасной работы режущими инструментами; получают первые навыки разработки и составления эскизов и изготовления разметочных шаблонов простейших ложек, имеющих круглую или плоскую ручку; обретают первый опыт осмысления того, что результат, готовое изделие — изящное и красивое, есть плод целого комплекса действий, обеспеченных определенными знаниями и умениями. Дети на практике обретают первое знакомство с физическими свойствами различных древесных пород, структурой древесины, учатся их видеть, чувствовать и понимать; формируют понимание логической деятельностной технологической цепочки: зрительный образ (восприятие) – осмысление – сигнал в руку – инструмент – зрительный образ – осмысление того, что получается… и так далее. Без овладения этой системно-деятельностной цепочкой не возможно развитие моторики рук, умение понимать и чувствовать в работе инструмент.

Второй год обучения обучаемые осваивают более сложные варианты изделий и техники различных видов художественной резьбы: трехгранно – выемчатой, объемной, плоско – рельефной, прорезной, закрепляя и развивая при этом знания, навыки и умения полученные в первый год обучения. Учатся составлять различные композиции художественного оформления ручек ложек, выполняя эскизы и чертежи орнамента на бумаге, и переносить их на изделие. Закрепляют и развивают знания, умения и навыки в области техники безопасности при работе резцами и подготовке их к работе, знакомятся с основами экологической составляющей художественной обработки древесины при отделке готовых изделий. В процессе творческой деятельности формируют и обретают такие важные и ценные личностные качества и достоинства, необходимые для достижения результата — освоения ремесла, как: целеустремленность, терпение, настойчивость, умение доводить начатое до конца, самоуважение и уважение труда других, веру в себя и свои силы, аккуратность, бережное отношение к материалам, инструментам и природным ресурсам. Учатся мотивировать свою деятельность: определять и ставить первичную – главную цель – изготовление изделия и вторичные цели – пути достижения главной цели, осваивая при этом концептуальные основы «Фундаментального ядра» содержания школьного образования.

Третий год обучения обучающиеся осваивают варианты изделий повышенной сложности: разрабатывают композиции различных вариантов наборов – комплектов кухонной утвари (принадлежностей). Овладевая навыками черчения в области геометрических построений и продолжая закреплять и развивать навыки выполнения различных видов художественной резьбы по дереву, знакомятся с основами художественной росписи изделий и пробуют освоение художественной росписи на практике. Обучаемые продолжают закреплять и развивать навыки подготовки резцов к работе и знакомятся с требованиями к ним и технологией изготовления простейших из них: ножа-косячка и его разновидностей. Дети получают возможности продолжения и развития, полученных ранее навыков, а также выполнения практической части проектных творческих работ.

Формы и режим занятий.

Занятия предполагают следующие формы (виды): лекция, беседа, иллюстративно – пояснительную, комбинированную форму, где обучаемый получает минимум теоретических сведений и максимум времени отводится на освоение опыта выполнения практических работ при изучении видов «Художественной обработки древесины»; занятия закрепления и развития знаний и умений.

Методы и приемы, применяемые на занятиях.

Репродуктивный (воспроизводящий): рассказ, беседа, наблюдение, диалог.

Программированный (частично — поисковый): работа с книгой, иллюстрациями; работа с технологическими картами.

Проблемно – поисковый: разработка формы изделия, композиции художественного оформления; анализ формы и композиции художественного оформления; элементы конструирования.

Проектный (творческий): рисунок, чертеж, реферат, проект (практическая часть).

Режим занятий.

Занятия кружка (творческого объединения) проводятся два раза в неделю, продолжительностью по два часа каждое.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностный результат.

Проявление познавательных интересов и активности в области «Художественной обработки древесины».

Выражение желания учиться, осваивать виды «художественной обработки древесины» и трудиться для удовлетворения своих текущих и перспективных материальных и моральных потребностей.

Овладение нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Самооценка своей деятельности, результатов своего труда: осознание и понимание того, чему уже научился и чему еще нужно научиться.

Осознание важности профессионального самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации.

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере декоративно-прикладного творчества.

Метапредметный результат.

Осознание обучаемыми необходимости алгоритмированного планирования процесса познавательно-трудовой деятельности и умение его планировать.

Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

Проявление инновационного подхода в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию художественно-прикладных изделий в области «Художественной обработки древесины.

Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Использование дополнительной информации при проектировании и создании изделий, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.

Оценивание своей познавательной и трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым в «Художественной обработке древесины» критериям.

Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах, при обработке древесины.

Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой и созидательной деятельности.

Предметные результаты. (в области «Художественная обработка древесины»).

В познавательной сфере.

Оценка технологических свойств сырья, и материалов из различных древесных пород, применяемых (используемых) в художественной резьбе.

Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания художественных изделий из древесины.

Распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах при художественной обработке древесины.

Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов (изделий).

В трудовой сфере.

Планирование технологического процесса и процесса труда.

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии изготовления изделия.

Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья и материалов на их пригодность и совместимость их с выбранной технологией изготовления изделия.

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии изготовления изделия и материально-энергетических ресурсов.

Осмысление (проектирование) последовательности выполнения операций в технологическом процессе при художественной обработке древесины и составление операционной карты выполняемых работ.

Выполнение технологических операций по художественной обработке древесины с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены.

Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

Выявление допущенных ошибок в процессе изготовления изделия и поиск и обоснование способов их исправления.

Уметь определить себестоимость изделия (продукта труда).

Уметь давать экономическую оценку возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере.

Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности («Художественная обработка древесины»).

Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности.

Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения.

Осознание ответственности за качество результатов труда перед самим собой, своей семьей, обществом как потребителя результатов труда.

Наличие понимания экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере.

Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ.

Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ.

Разработка варианта рекламы выполненного объекта (изделия) или результатов труда.

Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере.

Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива.

Публичная презентация и защита проекта (изделия), продукта труда или услуги.

Коллективная разработка вариантов рекламных образов или образцов изделий.

Потребительская оценка зрительного ряда (сами учащиеся становятся в качестве зрителей-оценщиков действующей, созданной ими самими, рекламы).

В физиолого-психологической сфере.

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований.

Сочетание образного и логического мышления в процессе проектирования изделия.

Способы определения результативности обучения по дополнительной образовательной программе «Художественная обработка древесины».

Изготовление декоративно-прикладных изделий по направлению «художественная обработка древесины» — готовые образцы.

Выполненная практическая часть творческого проекта или презентация своего труда.

Качество выполненного изделия, его эстетический вид и декоративно-художественное оформление.

Признание результатов труда самим обучаемым, его сверстниками, родителями, другими людьми.

Понимание и осознание учащимся того, что он уже освоил и чему еще необходимо научиться.

Проявление интереса к дальнейшему изучению и освоению направления «Художественная обработка древесины», желания в будущем заниматься предпринимательской деятельностью, как возможному выбору профессионального самоопределения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины».

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины могут быть выставки, участие в фестивалях и конкурсах, тематических и технологических олимпиадах.

СОДЕРЖАНИЕ

Программы дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Главными целями технологического образования в области «Художественной обработки древесины являются:

Формирование целостного представления о направлении «Художественной обработки древесины» и ее видов на приобретенных знаниях, умениях и способах художественной обработки древесины на занятиях во внеурочное время;

Приобретение опыта разнообразной практической деятельности при художественной обработке ручными инструментами-резцами и техническим оборудованием, опыта познания и самообразования;

Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования в области декоративно-прикладного творчества по направлению «Художественная обработка древесины».

Основным дидактическим средством обучения технологии художественной обработки древесины является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения по формированию навыков безопасной и технологически правильной работы специализированными резцами, учебно-практические работы, выполнение проектов (практической части – изделия).

Время, отведенное на занятие (курс обучения) распределяется в соотношении: до 20% на теорию (инструктажи по Т.Б. и О.Т., учебную познавательную информацию и т.д.) и 80% и более на практическую составляющую ( формирование, развитие и закрепление практических навыков и умений).

Раздел 1. Введение.

Содержание курса обучения. Организационные требования и требования правил техники безопасности во время занятий.

Раздел 2. Виды декоративно-прикладного творчества.

Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества и их значением в жизни человека. Направление «Художественная обработка древесины». Виды «Художественной обработки древесины»: «Художественная роспись по дереву»; «Художественная резьба по дереву». Виды художественной резьбы по дереву: «Скульптурная резьба», «Деревянная игрушка», «Домовая резьба», «Прорезная резьба», «Плоско-рельефная резьба», «Резьба деревянной посуды», «Резьба деревянных ложек», «Трехгранно-выемчатая резьба», «Отделка изделий из древесины выжиганием».

Раздел 3. Материаловедение.

Классификация древесных пород. Физические и механические свойства древесины. Применение древесных материалов для резьбы. Использование физических и механических свойств древесины в изделиях в зависимости от назначения. Влияние свойств древесины на обработку и отделку изделия. Лакокрасочные и природные. материалы для отделки и художественной росписи готовых изделий из древесины. Нитролаки, масляные лаки и краски, гуашь, акварели, пчелиный воск. Экологические характеристики отделочных материалов. Использование того или иного вида отделочных материалов при отделке и художественной росписи изделий из древесины в зависимости от их применения. Правила техники безопасности при работе с отделочными материалами.

Раздел 4. Инструменты, приспособления и оборудование, необходимые для выполнения резьбы. Шлифовальные пасты для заточки инструментов.

Рабочий стол (стол-верстак), устройство и назначение. Виды резцов и стамесок для художественной резьбы и их назначение. Ножи-косячки, клюкарзы – прямые и косые (левые и правые), ложкорезы, прямые стамески, инструменты для долбления, ножи для подрезки и подчистки. Инструменты для сверления отверстий. Пилы продольные и поперечные, лучковая пила, лобзики ручные и электрические. Сверлильный станок. Токарный станок по дереву. Шлифовально-заточной станок, для заточки режущего инструмента. Напильники, абразивные бруски, наждачная бумага. Шлифовальные пасты, их виды и назначение.

Правила техники безопасности на каждый вид инструмента и оборудования.

Раздел 5. Требования к резцам, и их содержанию.

Правила заточки, доводки и шлифовки резцов. Подготовка резцов к работе. Изготовление простейших резцов своими руками. Закалка лезвий резцов. Правила техники безопасности при изготовлении резцов, заточке, шлифовке, доводке и подготовке их работе. Влияние качества заточки резца на качество резьбы и снижение трудоемкости выполнения технологических работ при резании древесины.

Раздел 6. Технология изготовления деревянной ложки.

Выбор и подготовка материала. Изготовление баклуш. Нанесение на заготовку контура ложки по шаблону. Обрубка заготовки по контуру разметки. Инструменты и приспособления для выполнения обрубки. Способы выполнения обрубки. Правила техники безопасности при обрубке. Технология изготовления черпачка ложки. Изготовление внешней (выпуклой) поверхности черпачка. Инструменты и правила техники безопасности при работе. Изготовление внутренней поверхности черпачка ложки. Инструменты и правила техники безопасности при работе. Формирование и технология изготовления круглой ручки ложки. Инструменты и правила техники безопасности. Технология изготовления ручки ложки в форме пера с геометрической формой кромок и плоской поверхностью. Инструменты и правила техники безопасности. Технология изготовления ручки ложки в форме пера с фасонной (фигурной) формой кромок для украшения ее объемной, прорезной, плоско-рельефной резьбой. Инструменты и правила техники безопасности.

Раздел 7. Основы чертежной графики в художественной резьбе.

Чертежные инструменты резчика по дереву. Назначение и правила пользования и чертежными инструментами. Линии чертежа и их назначение. Правила выполнения геометрических построений. Правила построения сопряжений прямых, лекальных линий и геометрических фигур. Деление окружности на части. Отработка навыков выполнения геометрических построений и сопряжений в рабочих тетрадях. Нанесение простейших геометрических построений (фигур) на плоскую деревянную заготовку. Отработка навыков нанесения простейших геометрических построений на плоскую деревянную заготовку.

Раздел 8. Техника резьбы.

Правила работы с ножом (резцом). Меры предосторожности. Как держать нож. Направление движения ножа. Три главные выемки. Двухгранная, или изогнутая выемка. Техника резьбы двухгранной, и или изогнутой выемки. Выполнение резьбы двухгранной или изогнутой выемки. Трехгранная, или треугольная выемка. Техника резьбы трехгранной, или треугольной выемки. Выполнение резьбы трехгранной, или треугольной выемки. Прямолинейная выемка. Техника резьбы прямолинейной выемки. Выполнение резьбы прямолинейной выемки. Сферическая выемка. Техника резьбы сферических выемок. Выполнение резьбы сферических выемок. Сферическая выпуклость. Техника резьбы сферической выпуклости. Выполнение резьбы сферической выпуклости.

Раздел 9. Чистовая обработка поверхности изделия.

Инструменты и материалы для чистовой обработки поверхностей изделий. Технология чистовой обработки. Правила техники безопасности при чистовой обработке древесины.

Раздел 10. Защита поверхности деревянных изделий.

Основы экологических требований к защитным покрытиям изделий из древесины в зависимости от их назначения и применения. технология покрытия изделия из древесины льняным маслом. Технология покрытия изделия из древесины пчелиным воском. Технология покрытия изделия из древесины лаками.

Раздел 11. Художественная роспись изделий из древесины.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap